Укреплению рубля может помешать излишняя ликвидность: слишком много денег скопилось у банков. Это произошло в результате финансирования бюджета из Резервного фонда. Центробанк печатает деньги, а эквивалент валюты, потраченной из Фонда, на рынок не поступает. В первом квартале общий объем такой эмиссии был 750 млрд рублей по данным ЦБ. Если Центробанк и дальше будет так действовать, это может сказаться на курсе рубля.

В бюджете дефицит, Резервный фонд идет в расход. Резервы в валюте, а на бюджетные расходы нужны рубли, вот Центробанк их и печатает, точнее, проводит прямую денежную эмиссию. В итоге эти деньги скопились в банках.

Вообще правильно поступать так: если Минфин расходует Резервный фонд, он должен брать валюту и продавать ее на рынке, а на полученные рубли финансировать расходы, говорит председатель совета директоров «МДМ Банка» Олег Вьюгин, в 2002-2004 годах занимавший пост первого зампреда ЦБ.

Олег Вьюгинпредседатель Совета директоров «МДМ-банка»«Наверное, Центральный банк не хочет продавать иностранную валюту по двум причинам. Первое: тогда увидим укрепление рубля определенное, чего совсем не хочется сейчас правительству. Во-вторых, президент сказал, что резервы Центрального банка (под ними понимаются и резервы Резервного фонда, и непосредственно центробанковские), что эти деньги тратить не надо. Что надо резервы эти держать, вот ЦБ и попал в такую ситуацию. Для денежно-кредитной политики это очень плохо, потому что ЦБ собирался управлять процентной ставкой, а в такой ситуации никакого управления процентной ставкой не будет. Мы возвращаемся к механизму управления денежно-кредитным предложением, который был в нулевые годы, с еще более жестким контролем за обменным курсом рубля.

В первом квартале общий объем такой эмиссии был 750 млрд рублей. На курс рубля такой объем пока никак не влияет. Но может повлиять, если Центробанк и дальше будет так действовать.

Впереди высокий сезон по нефти, традиционно ее цена растет ближе к лету, и, как правило, в случае роста цены на нефть, укрепление рубля может быть не пропорциональным, считает инвестиционный аналитик Дмитрий Степанов.

Дмитрий Степановинвестиционный аналитик«Нефть будет тяготеть в рост, рубль будет запаздывать. При нефти в районе 60 долларов за бочку — это справедливая цена нефти с моей субъективной точки зрения — доллар будет либо чуть-чуть выше 60-ти, либо, скорее всего, чуть ниже, и это вполне комфортная отметка, которая позволяет и свести бюджеты, и всем компаниям чувствовать себя достаточно комфортно».

То есть при росте нефтяных котировок еще на 30% рубль может прибавить против доллара и евро процентов 10, а, возможно, и меньше. Или сохранить текущие позиции при меньшем росте нефтяных цен.

Цена нефти марки Brent накануне завершила торги ниже отметки в 45 долларов за баррель, за день опустилась меньше, чем на 2% (1,87%). Доллар и евро выросли к рублю почти на 2,5%.