Новым уполномоченным по правам человека стала депутат «Справедливой России» Татьяна Москалькова. Эта должность оказалась вакантной после того, как Элла Памфилова возглавила ЦИК. В правозащитном сообществе нового коллегу приняли почти в штыки. Почему?

Татьяну Николаевну утвердили на должность ритуальным голосованием в полупустом зале Думы. То, что генерал-майор МВД, другими словами, правоохранитель, изменит в своем статусе последние несколько букв и станет правозащитником, было известно заранее. Удивила программная речь Москальковой. Одной из пяти задач на посту она назвала противодействие попыткам США использовать правозащитную тему в качестве оружия шантажа и давления на Россию. Такие близкие истеблишменту слова вызвали оторопь в сообществе правозащитников. Татьяну Николаевну оправдывало только одно: речь она произносила еще в статусе депутата, а не омбудсмена. Но коллеги Москальковой усмотрели в ее риторике мрачное будущее для всего правозащитного движения.

Александр Каляпинглава «Комитета против пыток»«Те заявления, которые она сделала, они меня, конечно, повергли в глубокое уныние. Судя по тому, что говорит Москалькова, она собирается не человека от государства защищать, а защищать государство от прав человека. Если она все-таки как высокопоставленный полицейский, как генерал полиции, собирается заниматься решением вот этой проблемы, да еще и используя свой опыт, свои связи и так далее, то видимо ничего хорошего правозащитное сообщество, и граждан, ничего хорошего нас всех не ждет».

Милицейское прошлое Москальковой обсуждалось задолго до ее назначения на пост омбудсмена. Часть мнений были в пользу Татьяны Николаевны: человек из системы, в погонах, сумеет на равных говорить с теми, кто по должности права охраняет, а не защищает. Таких возможностей не было ни у кого из ее предшественников. Сама она это преимущество описала фразой: «Женщине не откажешь, генерала — не пошлешь». С другой стороны, сможет ли Москалькова избавиться от профдеформации? Депутат Мизулина уверена, что да, но у правозащитников — сомнения. Владимир Лукин отвел два года на то, чтобы оценить решение по Москальковой. Исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев приготовился к трем сценариям.

Лев Пономаревисполнительный директор движения «За права человека»«Она остается такой, какой и была, и выполняет некие заказы. Тогда она просто уничтожит независимое правозащитное движение. Постарается уничтожить, насколько у нее будут силы. Второй путь возможный — это то, что она будет просто государственным чиновником очередным. Тогда мы будем с ней взаимодействовать нейтрально. Третье — это то, что она действительно поймет, что ей выпала счастливая карта. Она стала омбудсменом, и станет другим человеком. Вполне такое превращение может быть, и я даже ожидаю этого. В этом смысле мы открыты для взаимодействия».

Начать Москалькова намерена с защиты социально-экономических прав граждан. Тут и проблемы с ЖКХ, и «неразбериха с лекарствами», и задержка зарплат. Все то, о чем россияне жаловались президенту во время последней «прямой линии». Эта повестка — понятна. Но ограничится ли Татьяна Николаевна только государственными задачами? Пока это самый важный вопрос.