Renault согласилось спасать ВАЗ. А производство Opel с завода в бельгийском Антверпене, который, скорее всего, будет закрыт компанией Magna, может быть перемещено в Тольятти. Кроме того, Opel присматривается к площадкам ТагАЗа и Ижавто.

«Группа ГАЗ» договорилась со своим кредитором в лице Альфа-банка, что открывает возможности для реструктуризации долгов автопроизводителя, претендующего на статус индустриального партнера в сделке с Opel», — сообщает пресс-служба ГАЗа.

«Все сложности Альфа-банка с ГАЗом урегулированы, и ГАЗ сможет получить госгарантии уже на днях», — сообщил 6 октября первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.

Разъяснение банка о сумме и условиях реструктуризации задолженности должно последовать позднее. Известно, что общая сумма задолженности ГАЗа перед банками составляет 39 млрд рублей, и 8% из этой суммы приходится на кредиты Альфа-банка.

Достижению договоренности между ГАЗом и Альфа-банком лично содействовал глава Сбербанка Герман Греф.

ГАЗ спасут увольнения

Всего «Группа ГАЗ» до конца года уволит 14 тысяч человек. На ОАО «ГАЗ» до конца года планируется сократить 5840 человек из16 тысяч. Почти 2400 человек уже уволены. Другая крупная компания, которая входит в Группу и в которой работали 7 тысяч 781 человек — ООО «Автозавод ГАЗ» до конца года намерена сократить 5840 сотрудников, или 75% от общего числа работников.

Тем не менее, «Группа ГАЗ» является одним из наиболее вероятных индустриальных партнеров для производителя автокомпонентов компании Magna и Сбербанка, купивших долю в Opel, и должна предоставить свои возможности для производства моделей под брендом последнего.

Opel ищет новые площадки в России

Окончательно сделка по Opel будет закрыта чуть позже, но в настоящее время вопросы технологического сотрудничества переходят в практическую плоскость. Как сообщил Герман Греф, представители Magna уже посетили не только ГАЗ и находящийся в состоянии банкротства Ижавто, но также присматриваются еще к 3 площадкам: российскиим активам GM (завод под Санкт-Петербургом и GM — «АвтоВАЗ»), ТагАЗу и Sollers. Впрочем, отвечая на вопрос о наиболее предпочтительном варианте сотрудничества по выпуску Opel в России, Герман Греф заявил, что «окончательная конфигурация сейчас непонятна».

ВАЗ может положиться на Renault

В решающую стадию должна вскоре перейти и санация терпящего убытки АвтоВАЗа. Как подтвердил 6 октября Игорь Шувалов, альянс АвтоВАЗа и Renault правительство рассматривает как один из центров отечественного машиностроения полного цикла.

Напомним, что на днях премьер Владимир Путин заявил, что Renault должен участвовать в финансировании АвтоВАЗа, чтобы сохранить свою долю в заводе. А 6 октября стало известно, что на состоявшихся в понедельник встречах с руководством российского правительства представители концерна Renault подтвердили желание продолжать инвестиции в АвтоВАЗ и предоставлять тольяттинцам необходимые технологии.

Действительно, вчера Путин и Шувалов встречались с главой российского офиса Renault Кристианом Эстевом, который заявил, что российские власти могут «полагаться на Renault», поскольку концерн «чувствует себя социально ответственным». Правда, он уточнил, что эти слова не следует воспринимать как автоматическое согласие финансировать АвтоВАЗ и этот вопрос еще будет обсуждаться.

«Представители Renault подтвердили, что предоставят всю необходимую информацию, опыт и персонал, займутся организацией работ по высвобождению персонала, — резюмировал со своей стороны итоги этой встречи Игорь Шувалов во вторник. — Самое главное, что Renault подтвердили стратегический интерес к развитию АвтоВАЗа. Считаю, что приобретение ими 25% АвтоВАЗа было стратегически верно и оправдано».

Французы называют приобретение доли в ВАЗе «катастрофой»

Некоторые французские СМИ уже выразили мнение, что покупка доли в АвтоВАЗе стала для французов катастрофой. «Даже если Renault и не мог предвидеть обрушение российского рынка автомобилей, его вложение в АвтоВАЗ оборачивается катастрофой. Так, ему пришлось обесценить свою долю в российской компании, которая стоит сейчас не более 295 млн евро. Кроме того, Renault должен был получить 165 млн дивидендов во втором полугодии 2008 года, но ему перечислили лишь 50 млн», — отмечает в статье от 3 октября французская Le Monde.

При этом Renault сам получил в кризис от властей Франции помощи на 3 млрд евро, и ему придется объясняться со своим правительством и общественностью, почему он вкладывает деньги в сохранение рабочих мест в России.

Уже известно, что помощь французов выразится в передаче АвтоВАЗу ряда технологий — в частности, платформы Logan, что должно привести к удешевлению и повышению качества производства автомобилей.

Греф верит в инвестиции

В свою очередь, комментируя заявленную заинтересованность Renault в инвестициях в АвтоВАЗ, Герман Греф заметил, что «такие компании как Renault не бросают слов на ветер». «На этом этапе очень важно, что они заявили о готовности инвестировать», — сказал банкир, напомнив, что французский концерн также переживает кризисные явления, связанные со спадом спроса.

«Нельзя обсуждать вопрос, захочет Renault инвестировать или нет, так как они уже потратили 1 млрд долларов», — сказал глава Сбербанка, отвечая на вопрос о том, может ли Opel стать партнером АвтоВАЗа в случае, если Renault откажется от инвестиций в автопроизводителя.

Говоря о размере долга АвтоВАЗа перед Сбербанком, Греф уточнил, что на Сбербанк приходится около одной четверти долга (то есть около 10 млрд рублей). «Речь идет о том, чтобы АвтоВАЗ составил бизнес-план по выходу из кризиса, он будет проанализирован и представлен в правительство», — заключил глава Сбербанка, добавив, что менеджмент предприятия сейчас работает в этом направлении достаточно эффективно.

В четверг, 8 октября, в Тольятти пройдет заседание антикризисной комиссии под председательством Игоря Шувалова, где будет обсуждаться план действий по спасению АвтоВАЗа.

Opel переедет в Тольятти?

Производство Opel с завода в бельгийском городе Антверпене, который, скорее всего, будет закрыт новым владельцем, компанией Magna, может быть перемещено в Россию, сообщает 6 октября на своем сайте бельгийское экономическое издание Trends.

По данным издания, завод в Антверпене, вероятно, закроется уже к концу этого года, а производство может быть перемещено на завод АвтоВАЗа в Тольятти.