Сергей Пугачев потерял контроль над имуществом во Франции, Люксембурге и Каймановых островах. Агентство по страхованию вкладов добилось ареста недвижимости беглого банкира. Во сколько обходится АСВ охота за активами Сергея Пугачева? И повторят ли его судьбу другие беглые бизнесмены?

АСВ добавил в копилку кредиторов «Межпромбанка» еще немного имущества Сергея Пугачева. Речь идет о его 47-метровой яхте и недвижимости: вилле «Аннушка», вилле №40 на Кап-Ферра, шале «Вальберг» и замке Шато-де-Гаро в Ницце.

Стоимость всего этого не покрывает тех 75 миллиардов рублей, которые с беглого бизнесмена взыскал Московский арбитраж, но для Пугачева это существенная утрата. За пять лет, что он в бегах, экс-банкир лишился бизнеса в России, потерял контроль над Новозеландскими трастами и теперь лишился недвижимости. А главное — у Пугачева нет возможности повлиять на аресты своих активов и имущества. В феврале Высокий суд Лондона приговорил его к двум годам лишения свободы за неуважение к суду. Бизнесмен скрывается во Франции. Совсем без денег он, конечно, не останется, но ответить за вывод активов из России ему, все-таки, придется. АСВ работает эффективно, отмечает глава юридической компании Gololobov & partners Дмитрий Гололобов.

Дмитрий Гололобовглава юридической компании Gololobov & partners«Часть его активов давно арестована британским судом (это касается Новозеландских трастов), а вот то, что сейчас в Европе, включая французскую недвижимость, — это свежее. Я думаю, что для него это будет весьма и весьма чувствительно, он будет пытаться с этим как-то бороться. Пугачева загоняют в угол очень качественно, это самое показательное антиолигархическое дело за последние 10 лет. Так что, я думаю, мы скоро увидим попытки какой-то истерики со стороны господина Пугачева, но его достаточно скоро — года за 2-3 — дожмут окончательно».

История с поиском и арестом активов Пугачева приносит АСВ еще и ценный опыт, который можно будет применить в отношении других беглых российских бизнесменов. Если Россия не может добиться их выдачи, Агентство по страхованию вкладов вернет хотя бы их деньги. Например, 60 миллиардов Андрея Бородина, которые он вывел из «Банка Москвы». Тверской суд накануне арестовал усадьбу экс-банкира с 300-летним замком в Великобритании, но это, скорее, чтобы оказать моральное давление. Активы Бородина все так же недоступны. Продолжает глава Национального резервного банка Александр Лебедев.

Александр Лебедевпредседатель совета директоров холдинга «Национальный резервный банк»«У нас пока нет государственной политики по возврату грязных денег из-за границы. Мы идем такими маленькими шажками. Пугачев понемногу, Бородин. Это эпизоды, а должна быть государственная политика, которая в состоянии и на уровне МИД, и на уровне любых российских ведомств, включая правоохранительные, предъявлять претензии нашим западным партнерам. Вплоть до нот протеста, вызовов послов Монако или Панамы».

Работа АСВ с Пугачевым показывает, что Москва способна дотянуться даже до беглых бизнесменов. Проблема в том, что все это выливается в ощутимые судебные издержки. По делу Пугачева АСВ было вынуждено перевести в Англию 25 миллионов долларов в качестве обеспечительного покрытия убытков. А сумму издержек Агентства СМИ оценили в полмиллиона фунтов стерлингов. Искать управу на российских жуликов в суде Лондона выходит дорого. Но пока это единственный способ хоть что-то вернуть назад.