Верховный суд объяснил, почему отказался включить в реестр одного из VIP-клиентов Мастер-банка. Речь о владельце депозита почти на 60 млн рублей. Поведение вкладчика суд счел выходящим «за рамки простой неосмотрительности».

Это первое дело VIP-вкладчиков Мастер-банка, дошедшее до рассмотрения в Верховном суде после обнародованной в прошлом году позиции Конституционного суда. Коротко она сводится к тому, что подтверждать наличие вклада в банке можно и нетиповыми договорами, но клиент должен руководствоваться принципами разумности и добросовестности, пишет «Коммерсантъ».

VIP-клиенту Мастер-банка Верховный суд отказал еще 22 апреля, но на днях появился полный текст определения суда. Теперь многочисленные клиенты лопнувших кредитных учреждений могут понять, какие их действия могут считаться недобросовестными. После подробного анализа оказалось, что клиент активно пользовался множеством счетов, несколькими банковскими картами, оперировал десятками миллионов рублей. Такое лицо не может не знать, какими документами оформляются банковские операции. У него нетиповой договор, в системе Мастер-банка данный вкладчик не числился, не было никаких документов, подтверждающих внесение денег на счет. Вдобавок порядок начисления процентов, который этот вкладчик пытался отстоять, по меньшей мере, вызывает подозрения: якобы сотрудник банка по доверенности снимал наличные с официальных счетов вкладчика и после эти же наличные вносил в качестве так называемых процентов на другие счета.

Суд счел подобного рода операции абсурдными, не имеющими никакого экономического смысла и по большому счету подложными, говорит старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко.

Алексей Карпенкоадвокат, старший партнер компании Forward Legal«Совокупность всех этих обстоятельств позволила Верховному суду сделать вывод, что речь идет о вкладчике, который вполне осознавал, какого рода вклад, а именно «серый» или нелегальный, он открывает. Он пошел на это сознательно. В решении суда есть ссылка на свидетельские показания добросовестных вкладчиков, которым также сотрудники банка абсолютно открыто предлагали: «Давайте мы откроем вам спецсчет, где будем начислять повышенные проценты». Буквально приводится цитата: «Чем меньше достанется государству, тем больше достанется вам».

Всего за месяц Банк России отозвал лицензии у трех банков, в которых были так называемые «неофициальные» вкладчики, то есть их вклады не отображались на балансе. Это «Мико-банк», «Кроссинвестбанк» и «Стелла-банк». Тысячи вкладчиков этих банков не нашли себя в реестре на выплаты страхового возмещения. Для них опубликованное постановление Верховного суда не приговор, поясняет юрист. Им придется доказывать в судах свою добросовестность и разумность.

Тем же, кто хочет свои риски снизить, и убедиться, что их счета полноценно отображаются на балансе банка, лучше убедиться, что все документы по вкладу — и договор, и приходный кассовый ордер — в полном порядке. Если одолевают сомнения, можно отправить запрос в Центробанк. Чтобы избежать неприятных случаев, надо обращать внимание и на поведение банкиров, и на условия приема вкладов, пояснил Business FM зампред ЦБ Михаил Сухов.

Михаил Суховзампред Банка России«Вклады должны приниматься в банковских офисах, в нормальных условиях, не принято в банковской деятельности ездить по городу, собирать наличные деньги. Не принято принимать деньги в кабинете у первого руководителя. Это примерно то же самое, если вы пришли заправлять свою автомашину в головной офис «Газпрома» и пытаетесь там получить свой бензин. Нет, заправляетесь вы на заправке, вот то же взаимоотношение и с банком по поводу депозитов. Встречи должны проходить в специально организованных помещениях, там банки обычно обеспечивают безопасность проведения операций. Ведется контроль действий своих операционных работников с тем, чтобы не допустить каких-то неприятностей. Поэтому стандартные условия работы с вкладчиками являются одним из способов убедиться в том, что внесенные в банк деньги действительно окажутся на его балансе».

Юристы советуют при выборе банка опираться на правило «разумной осмотрительности». Например, слишком щедрое предложение высокой ставки свидетельствует и о высоких рисках, которые страховка может и не покрыть.