У Минфина возникла новая инициатива, касающаяся того, как обложить налогом операции с валютой. Теперь внимание приковано к торговле валютой на биржевом рынке через брокеров.

Как пишет газета «Коммерсантъ», об этом сказано в письме Минфина, размещенном в справочной системе «Гарант». Ведомство подчеркивает, что брокер не налоговый агент, и исчисление и уплата налога налогоплательщик должен производить самостоятельно.

Идея Минфина логична — продажи валюты через брокеров проще отследить, чем то, что продается через обменники. Но с реализацией возникнут проблемы, считает Эдуард Савуляк.

Эдуард Савулякдиректор московского офиса компании Tax Consulting UK«Так как чистую валютно-обменную операцию налогом облагать сложно, вот Минфин как раз прицепился, так это назовем, к интернет-конверсии, где, по крайней мере, информация о том, кто за сколько купил, за сколько продал, она остается, ее можно посмотреть, проверить и налоговую базу просчитать. Поэтому в целом, конечно, это ход с одной стороны понятный, ход мыслей Минфина, с другой стороны, мы видим очень трудоемкий. Ну и опять же, очень просто себе предположить, каким образом, если эта норма будет введена, от нее будет народ уклоняться. Естественно, просто перестанет, по крайней мере крупные объемы каких-то покупок совершать через подобные интернет-банки. То есть в лучшем случае уйдет в нормальные «белые» обменники, а в худшем — уйдет в «черную» плоскость, мы же знаем, что особенно в той же самой Москве по-прежнему обменники, которые никто не контролирует, которые какими-то фиговыми листками прикрываются (« я удаленный кассовый узел какого-то непонятного банка»), по-прежнему много. ЦБ ничего с ними поделать не может. Объем самих таких покупок интернетных, я уверен, здорово снизится, потому что в России все-таки налоги исторически никто не привык платить, а тем более считается, что валютно-обменные операции — это что-то очень святое. То есть, как правило, подобные покупки совершаются якобы на черный день, который у нас случается каждые три-пять лет, и продолжается это, к сожалению, все дольше и дольше. Поэтому, боюсь, желающих уплачивать подобные налоги, тем более с такими сложными расчетами, практически не будет».

Как напоминают юристы, налоговый кодекс и так позволяет трактовать сделки с валютой как сделки с имуществом. То есть, по идее, от прибыли с таких сделок нужно платить НДФЛ. Но эта норма спящая, на практике она до этого момента не применялась, отмечает партнер адвокатского бюро «Линия права» Сергей Калинин.

Сергей Калининпартнер адвокатского бюро «Линия права»«Если рассматривать саму валюту как товар, при продаже которого физическое лицо получает доход, то в этом случае этот доход должен облагаться на общих основаниях. Другой разговор, что существует дискуссия среди профессионального сообщества, насколько обоснованно относить иностранную валюту к товару. С точки зрения практики, эти операции сейчас не облагаются, я не видел ни одного кейса, когда бы налоговые органы пытались начислить физическому лицу НДФЛ с доходов в виде положительной курсовой разницы при продаже иностранной валюты. Но Минфин выступал уже однажды с подобной инициативой, что надо бы все-таки облагать налогом такого рода доходы. Тогда эта инициатива не была поддержана и, я так понимаю, сейчас будет сделана попытка на уровне брокеров — облагать те операции, которые, по мнению налоговых органов, являются спекулятивными. Не когда граждане какие-то небольшие суммы меняют, а когда значительные объемы и когда это физическое лицо делает на профессиональной основе».

Налоговую базу Минфин предлагает считать по совокупности всех операций по покупке и продаже валюты за календарный год. Однако журналисты отмечают: есть противоречие, ведь человек может продать валюту, купленную в другой налоговый период. Не исключено, что получится следующее: доходы от продажи будут учитываться целиком, а расходы — лишь частично, и налог придется платить больше.