Хронология событий такова. В августе прошлого года Департамент культурного наследия Москвы издает приказ, фактически уменьшающий границы усадьбы Кусково за счет выведения из его состава земель, на которых планируется строительство Северо-Восточной хорды.

В ответ на обращение жителей района Вешняки, Генпрокуратурой проведена внеплановая проверка Мосгорнаследия, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона «Об объектах культурного наследия».

В итоге Минкульт отменяет приказ, поскольку он противоречит другому приказу Росохранкультуры. Но не проходит и недели, как тот же Минкульт за подписью Мединского разрешает вывести 20 гектаров земли из состава усадьбы, лишив их тем самым неприкосновенного статуса.

Этого, конечно, можно было бы не делать и провести хорду по другому маршруту, но этот вариант существенно дороже, говорит активист, модератор группы «Подслушано Кусково» Сергей Лозовенко.

Сергей Лозовенкомодератор группы «Подслушано Кусково»«Северо-восточная хорда идет сейчас за московским ремонтно-локомотивным заводом. Это около улицы Аносова в Перово. И скоро приближается уже к нам. Как остановить — тут сложно сказать. Но приказ Минкульта №916 от 26.04.2016 разрешает вырубку на территории ПКиО «Кусково» 20 га. Были альтернативные варианты — это пройти сначала по Рязанскому району и проложить ее в туннеле закрытого типа. Вот такой проект был изначально. Но он оказался вроде бы как дорогостоящим. Даже если проложить над ж/д путями — это также дороже выходит».

На портале change.org выложена петиция в защиту Кусково. Под ней уже подписались более 130,5 тысяч человек. Это весьма показательно, считает председатель Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Евгений Соседов.

Евгений Соседовпредседатель Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры«Одна, наверное, из самых массовых петиций последних лет, безусловно, показывает, что для москвичей наиболее важно, что москвичи выбирают в данном случае. На одной чаше весов сохранение неприкосновенности всей парковой территории усадьбы Кусково. На другой чаше весов — строительство хорды. Мы видим, что для москвичей, безусловно, сохранение этой территории значительно важнее. Мне кажется, для властей было бы вполне разумным шагом вернуться к альтернативным вариантам в такой ситуации и все-таки этот проект пересмотреть. Проложить трассу к югу от железной дороги».

Можно ли защитить от вырубки уникальный исторический парк, памятник культуры XVIII века — усадьбу графа Шереметева? Комментирует директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

Михаил Блинкиндиректор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики«Найти разумный компромисс между сохранением экологического достояния города, культурно-исторического и решения каких-то концептуальных транспортных вещей — это жутко тяжелый вопрос в любом городе, в Москве особенно тяжелый. Потому что у нас культуры резервирования земель под будущее транспортное строительство вообще никогда не было. Выход из положения — это серьезный экспертный диалог. Пункт первый, что можно сделать с трассированием, какие можно экозащитные меры применить в ходе строительства. То есть, задачи не решаются методом грубой силы ни со стороны города, ни со стороны взволнованной общественности. Это предмет для очень серьезной дискуссии. Какие-то разумные компромиссные решения в большинстве случаев удается найти. Но, к сожалению, не всегда».

Так называемого порубочного билета на Кусково пока нет. Но экологи беспокоятся. В прошлом году власти Москвы открыли в Кусково инновационный эколого-просветительский центр. Присутствовал мэр города. «Москва — один из самых зеленых мегаполисов мира. Это — огромное богатство, которое надо знать и беречь», — сказал Собянин, осматривая новые помещения в Кусково.