Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при президиуме Российской академии наук признала дерматоглифические исследования антинаучными. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на меморандум, опубликованный в среду на официальном сайте комиссии.

«Развитию науки и техническому прогрессу часто сопутствуют имитирующие их шарлатанские проекты. В начале XXI века публике предложен новый способ гадания — тесты по отпечаткам пальцев. От традиционной хиромантии — гадания по кожному рельефу ладоней — он отличается лишь внешним наукообразием, призванным завоевать доверие клиентов», — говорится в сообщении.

Отмечается, что «научных подтверждений тому, что по отпечаткам пальцев можно определить предрасположенность человека к распространенным заболеваниям, его способности, особенности его личности или дать какие-либо рекомендации по выбору видов спорта, профессии или партнеров не существует».

Комиссия провела ряд экспертиз с участием ведущих ученых — антропологов, генетиков, медиков и других специалистов. Исследователи пришли к выводу, что ничего общего с наукой дерматоглифическое исследование не имеет, а коммерческие структуры используют внешнее наукообразие, патенты и якобы серьезные научные статьи для получения прибыли и введения в заблуждение клиентов.

«Преподносимое в качестве научно обоснованного метода определения индивидуальных особенностей, тестируемого и выполняемое на коммерческой основе дерматоглифическое тестирование является лженаучной деятельностью. Это значит, что лица и компании, осуществляющие дерматоглифическое тестирование, используют внешнее наукоподобие, чтобы вводить в заблуждение своих клиентов и контрагентов», — говорится в меморандуме.

В опубликованном экспертном заключении РАН гражданам рекомендуется «не пользоваться платными услугами по определению черт личности на основе отпечатков пальцев» и «не воспринимать полученные результаты всерьез». Академики предложили СМИ отказаться от рекламы подобных услуг, поскольку она вводит в заблуждение клиентов и может нарушать действующее законодательство — закон «О СМИ» и закон «О рекламе».

Роспотребнадзору предлагается проверить деятельность компаний, осуществляющих дерматоглифическое исследование, на возможное нарушение закона о защите прав потребителей, Федеральной антимонопольной службе — на вероятное нарушение закона «О рекламе», другим правоохранительным органам — на иные возможные правонарушения.