Турецкий лидер создает себе новых врагов и разочаровывает старых друзей, отмечает The New York Times. Месяц назад Реджеп Тайип Эрдоган выступал перед миллионной толпой своих сторонников, которые отмечали годовщину захвата Константинополя османским султаном Мехмедом II в XV веке. Турки считают это время «золотым веком», знаменовавшим победу над христианским Западом.

Однако воспоминаниям о славном прошлом мешает современность. Эрдоган, долгое время проводивший внешнюю политику под лозунгом «ноль проблем с соседями», сегодня погряз в конфликтах почти со всеми и почти везде. Курдские повстанцы и запрещенное в РФ «Исламское государство» (ИГ) только в прошлом году совершили 14 терактов, унесших жизнь 280 человек. Пострадала экономика, волна насилия устрашила туристов.

В то же время Эрдоган оказывается во все большей изоляции, разочаровав таких бывших союзников, как США, и отказываясь от действенных мер против ИГ. Эрдоган возобновил войну с курдскими сепаратистами, в которой уже погибли сотни гражданских лиц. Он поссорился с Россией, сбив российский боевой самолет. Лидер оказался настолько одинок, что пришлось пойти на примирение с Россией и Израилем. «Все это является индикатором его отчаяния», — полагает Ченгиз Кандар из Университета Стокгольма.

Некогда бывший примером мусульманской демократии, Эрдоган сегодня нападает на демократические институты и сажает в тюрьмы своих политических оппонентов. В телевыступлениях он обвиняет западные страны в заговоре по его свержению. В целях безопасности он переехал из скромного жилища в грандиозный новый дворец.

Однако ахиллесовой пятой Эрдогана является экономика. Его верные последователи обеспокоены содержимым своих бумажников. В последние годы доходы населения стагнировали, а прямые иностранные инвестиции — ключевой показатель экономики — сокращались, не говоря уже о состоянии рынка недвижимости. «У нас наблюдается язва, но еще не рак», — говорит по этому поводу один из финансистов в Стамбуле. Однако все симптомы указывают на то, что болезнь усугубляется, заключает The New York Times.