Департамент Москвы по конкурентной политике объявил несколько конкурсов на поставку средств против обледенения. Победители электронных аукционов будут известны в конце месяца. На закупку планируется выделить 4 млрд рублей. Дороже всего обойдется комбинация мраморного щебня, муравьиной кислоты и пищевой соли — на нее потратят 1,5 млрд, но и купят 74 тонны.

Совокупная сумма аукционов в 4 млрд не рекорд: в 2013 году было 5,5 млрд, в 2012-м — тоже 4 млрд. За последние пять лет это средняя сумма, которую тратит на реагенты столичная администрация. Однако столько денег начали выделять лишь в 2011 году. До этого уходило в десятки раз меньше, но тогда и реагенты были другие, говорит депутат Госдумы Виталий Золочевский:

Виталий Золочевский депутат Госдумы «Технологи и специалисты говорят, что эти реагенты менее вредные и более безопасные, чем те, которые использовались при прошлом правительстве Москвы. Однако говорить об этом с уверенностью могут только специалисты. Я же вижу, как у меня портилась обувь, так она и продолжает портиться, как собаки страдали от того, что ходили по реагентам, так это и продолжается. Плитка в нашем городе, наверное, больше хохма, но я боюсь, что следующей зимой мы столкнемся с ледяным коллапсом и окажемся в гололедном плену».

Действительно, прошлой зимой, когда плиткой был покрыт еще не весь центр, в конце января случился гололед. Московские власти призвали людей не выходить на улицу без крайней необходимости. Говорит гендиректор компании «ТНК-Айс» Михаил Домнин

Михаил Домнин гендиректор компании «ТНК-Айс» «Москва, по-моему, единственный город, который вышел на первое место по чистоте зимой. Другие города, такие, как Санкт-Петербург, в ужасном положении. Очень много жалоб, травм и всего остального. Если сокращать, то будет намного хуже. А сыпать песок и крошку — это только разводить грязь, от гололеда все равно не спасает. Еще не придумали такую плитку, которая не замерзала бы от перепада температур. Если только ставить с внутренним подогревом, а это уже будут большие миллиарды, это нерентабельно».

Архитектор и урбанист Григорий Ревзин, который прошлой зимой еще не был одним из главных защитников тотального благоустройства, тогда объяснял, что плитка и асфальт обледеневают по-разному: когда резко теплеет, асфальт не леденеет, а плитка наоборот — камень зимой промерзает насквозь и надолго. В итоге в оттепель температура воздуха может быть плюсовой, но в глубине плитки — минус пять-семь. Отсюда и корка льда, покрытая при этом водой. Вероятно, с наступлением зимы те, кто не живут в центре, начнут избегать туда ходить, а те, у кого нет выбора, — будут искать неблагоустроенные островки асфальта.