Театральная осень: 8 главных премьер

В Москве ожидается самый настоящий театральный бум. На начало осени назначено немало премьер на любой вкус: оперы, спектакли, балеты и мюзиклы. Главные театры столицы выпускают постановки, на которые делают ставку и критики, и билетные кассиры. Премьеры, которые нельзя пропустить и билеты на которые лучше купить заранее, — в обзоре BFM.ru.

1. «Бал вампиров»

Это красивая готическая история, полная мрачного обаяния и смело иронизирующая над популярными ужастиками о вампирах. Спектакль поставлен по мотивам знаменитого фильма Романа Полански «Бесстрашные убийцы вампиров» 1967 года — одной из лучших черных комедий в истории кинематографа.

Постановка получила множество наград и номинаций по всему миру, последняя из которых — высшая театральная премия Франции «Мольер». В России спектакль был впервые представлен в 2011 году в Санкт-Петербурге и получил шесть премий «Золотая маска». К огромной радости поклонников, в Москве на сцену выйдут главные звезды именно этой постановки.

Мюзикл «Бал вампиров». Фото: PR-агентство «Бедуш & Маренникова»

Общая аудитория мюзикла за 20 лет проката по всему миру составила около 8 миллионов человек. Культовый спектакль станет одиннадцатой российской постановкой самой крупной театральной компании «Стейдж Энтертейнмент».

Дата: 29 октября, Театр МДМ. Билеты на сайте.

2. Бродвейский мюзикл «Золушка»

Мюзикл американских классиков Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна «Золушка» по одноименной сказке Шарля Перро совершил удивительное путешествие: от телевизионного музыкального фильма 1957 года до красочного и остроумного бродвейского спектакля. Поставленный в 2013 году в Нью-Йорке, мюзикл «Золушка» завоевал любовь зрителей всех возрастов и был удостоен премии «Тони».

Мюзикл «Золушка». Фото: PR-агентство «Бедуш & Маренникова»

Над мюзиклом в Москве уже работает звездная международная команда и команда из России, что свидетельствует о высоком уровне доверия к российскому подразделению «Стейдж Энтертейнмент» и является продолжением успешного сотрудничества компании с организацией The Rodgers and Hammerstein Organization, которое началось еще в 2011 году с постановки мюзикла «Звуки музыки».

Дата и место: 1 октября, театр «Россия». Билеты на сайте.

3. Опера Джакомо Пуччини «Манон Леско»

«Манон Леско» — первое из известных произведений Джакомо Пуччини. Когда эта опера после трехлетней работы была наконец поставлена, автор был провозглашен великим оперным композитором. В то время Пуччини было 35 лет. Классический сюжет романа Антуана Франсуа Прево «История кавалера Де Грие и Манон Леско» (критики назвали книгу началом эпохи психологических романов) вдохновил многих музыкантов, но композитору удалось затмить другие произведения, в том числе оперу Массне, которая к тому времени уже шла восемь лет. Пуччини не боялся конкуренции. В сочинении итальянского композитора ярко проявился талант лирика и мелодиста. Его героиня сильно отличается от героини оперы Массне. «Его Манон — француженка, это пудра и менуэт; моя — итальянка, то есть страсть и отчаяние», — так сам Пуччини охарактеризовал свою трактовку образа Манон.

Дата: 16 октября, Большой театр. Билеты на сайте.

4. «Заводной апельсин» в Театре Наций (по роману Энтони Берджесса)

Взяв за основу одно из культовых литературных произведений XX века, режиссер Филипп Григорьян оставляет от него только основные темы — насилие и возможность его победить. Сценическую версию романа написали драматург Юрий Клавдиев, критик и журналист Илья Кухаренко и… Google Translator, который стал полноценным соавтором спектакля. Искажение текста, пропущенного через электронный переводчик, становится художественным приемом постановки, драматическим перформансом. Значение слов здесь отходит на второй план, а смыслы рождаются из визуальных, звуковых и пластических образов.

«Заводной апельсин». Фото: PR-агентство «Бедуш & Маренникова»

По словам режиссера, это история о том, как культурный человек сталкивается со злом, как он пытается его понять и примерить на себя. Энтони Берджесс начал работу над «Заводным апельсином», когда врачи поставили ему страшный диагноз и сказали, что жить ему осталось не больше года. Неспособность принять и оправдать зло реального мира заставила автора создать вселенную романа, где насилие приобретает эстетический характер. Филипп Григорьян вслед за автором создает на сцене мир, в котором искусство побеждает даже самые черные мысли о природе человека.

Дата: 17 сентября, Театр Наций (Малая сцена). Билеты на сайте.

5. «Черный русский» Максима Диденко

Диденко стал за последние несколько лет одной из ключевых фигур современной российской театральной сцены. Постановка по роману Пушкина «Дубровский» с вовлечением зрителя, похоже, способна удивить даже самых взыскательных любителей театра. На этот раз зрители сами станут участниками действия. По задумке режиссера, часть из них сможет увидеть происходящее глазами Троекурова, а часть — глазами Дубровского. Специально для этого особняк Спиридонова в Малом Гнездниковском переулке на несколько месяцев трансформируется в Дом Троекуровых, где и будут происходить невероятные, а порой даже мистические вещи.

Фото: PR-агентство «Бедуш & Маренникова»

Благодаря необычным инсталляциям, музыкальному сопровождению и свету у зрителя должно сложиться полное ощущение присутствия. По предварительным данным, в зал показа будут запускать не более 80 человек.

Дата: 18 сентября, особняк Спиридонова. Билеты на сайте.

6. «Отель «Калифорния»

Отель «Калифорния» — это вымышленная гостиница, прототипом которой стал отель «Челси», где жили многие знаменитости из американских 1960-х. Как и в «Челси», здесь легко могут столкнуться в коридоре Патти Смит и Энди Уорхол, Дженис Джоплин и Джим Моррисон, Хантер Томпсон, Кен Кизи и многие другие герои американской культуры. В номерах отеля одновременно существуют 18 актеров, а над ними — видеопроекции великих художников, музыкантов, писателей, политических активистов, хиппи. Этот спектакль, скорее, путешествие, попытка примерить на себя утопию 1960-х: миллионные опен-эйры и полумиллионные митинги вокруг военных зданий и фабрик, производящих напалм, время любви и единения, эпоху, когда люди с электрогитарами наивно, но твердо думали, что, написав пару хороших песен и врубив усилитель на полную мощность, они смогут изменить мир. Дистанция между ними и нами настолько велика, что сделать спектакль о хиппи невозможно, но Денисова пытается.

Фото: PR-агентство «Бедуш & Маренникова»

Действие спектакля происходит в конце 1960-х. Комитет Вьетнамского дня под предводительством Джерри Рубина и Эбби Хоффмана готовит 500-тысячный марш на Пентагон, чтобы протестовать против войны во Вьетнаме. ЦРУ внедряет своего агента в ряды хиппи, чтобы предотвратить антивоенную акцию.

Дата: 22 октября, Центр имени Мейерхольда. Билеты на сайте.

7. «Ивонна, принцесса Бургундская» Гжегожа Яжины

Режиссер Гжегож Яжина, ученик легендарного Кристиана Люпы, выпускает на сцене Театра Наций первую в России постановку. В ее основе лежит пьеса Витольда Гомбровича «Ивонна, принцесса Бургундская», к которой режиссер однажды уже обращался. Гротескную историю королевской семьи, в которую попадает замкнутая девушка Ивонна. и становится катализатором всех внутренних конфликтов, Гжегож понимает через семью самого автора, взявшего прототипы действующих лиц из своей жизни и детства. Заостренные характеры персонажей Гомбровича ставят пьесу на грань между комедией и психологическим триллером, и это сочетание является для Яжины основным элементом, позволяющим раскрыть все социальные и этические проблемы, заложенные в тексте. Главным вопросом для режиссера становится взаимодействие общественной системы с бессильным человеком, не умеющим и не желающим находиться в ней и жить по ее законам.

Дата: 10 октября, Театр Наций. Билеты на сайте.

8. «Бабий бунт» Нины Чусовой

В основе инсценировки лежит рассказ «О Колчаке, Крапиве и прочем», а также страницы других произведений советского писателя, лауреата Нобелевской премии Михаила Шолохова. Исполненные жизненного юмора и истинно народные по форме и духу произведения Шолохова обладают особой языковой поэтичностью. В них соединяются реализм и глубокая философия, трагизм и комедия. В спектакле проза Шолохова обогатилась еще и многокрасочностью песенно-танцевального казачьего фольклора, живописными картинами самобытного уклада жизни постреволюционного хутора и цитатами из современной действительности. Благодаря блестящей игре актеров, оживают шолоховские герои, наделенные поистине народными характерами, широкими и простодушными. 20-е годы прошлого века — время, когда революционные идеалы потихоньку добираются до самых отдаленных уголков страны нашей, полным ходом идет становление советской власти. Донских казаков прогрессивные мысли тоже не обходят стороной — они являются в образе «баламутки» и мятежницы Насти, борца за равноправие полов. Под ее началом собрались нынче бабы и учинили бунт, дабы доказать мужикам, что они тоже люди. Спокойная хуторская жизнь на том и кончилась.

Дата: 21 ноября, театр «Русская песня». Билеты на сайте.

Далее на BFM.ru: привет из 90-х — самый ностальгический фестиваль года.

Фестиваль «Остров-91»

Фото: Александр Дельфин/«Остров-91»

Годовщину августовского путча отметят фестивалем. «Остров-91» пройдет в Парке искусств «Музеон» в субботу. Среди организаторов значится портал Colta.ru и Президентский центр Бориса Ельцина. Вход свободный.

Что случилось с системой советского спорта, каким было кино, об отношениях России и Турции — в формате лекционного марафона. Всю субботу Венедиктов будет говорить о журналистике, Ирина Ясина — о бизнесе, Андрей Бартенев — о стиле переходного времени.

О книгоиздании и не только будет рассказывать главный редактор «Литературного обозрения» Ирина Прохорова. «Я буду говорить о невероятном сломе жизни, произошедшем на моей памяти, для моего поколения, — анонсирует она свою лекцию. — Я считаю его двигателем изменения. Мне и моим друзьям было 30 с небольшим, и мы вступили в новую жизнь, в интересный период. Прожив полжизни в Советском Союзе, мы неожиданно оказались в совершенно другой стране. Я хотела поговорить о том, что значили для моего поколения эти резкие изменения, как менялись сценарии жизни, какие мы открывали в себе новые черты и способности, которые до этого невозможно было узнать. Мы не могли и догадываться о них, живя в СССР. Насколько же можно было серьезно и позитивно изменить свою жизнь, несмотря на весь драматизм ситуации».

Фото: Фестиваль «Остров-91»

Первый такой фестиваль прошел в Москве год назад, но наследие 1990-х в один день так просто не уместишь. Тогда, заодно чтобы поколебать столичную самоуверенность в том, что все интересное происходит только в пределах Садового, организаторы сделали еще один фестиваль — уже в Екатеринбурге. «Корни множества сегодняшних проблем уходят далеко в конец 1980-х — начало 1990-х, и лекционная программа в каком-то смысле об этом, — говорит главный редактор портала Colta.ru Мария Степанова. — Мы пытаемся анализировать сюжеты, которые горячо и активно дискутируются сейчас, от сложных отношений России и Турции, от олимпийского спорта, каким он был и каким стал, до споров по урбанистике. Каждый раз оказывается, что эта тема и сюжет не только что появился на свет, он как-то разворачивался во времени, начинался именно в начале 1990-х. К этому интересно вернуться, об этом интересно поговорить».

Специально к фестивалю Театр.doc готовит интерактивную реконструкцию событий 25-летней давности — многочасовой спектакль-перформанс «Время Август». Свидетельства очевидцев, экскурсия в мир забытых людей и вещей, осмысление того, что произошло, «детьми 90-х» — ровесниками новой страны. Логично, что в следующем году в «Музеоне» пройдет «Остров-92», но организаторы говорят, что не хотят зацикливаться на числах и сфокусируются лучше на культуре.

Фото: Фестиваль «Остров-91»

Программа фестиваля. Лекции:

1. Станислав Гридасов «Что случилось с советским спортом после СССР?»
2. Александр Баунов «Турецкий марш: как мы любили Турцию в девяностые годы».
3. Ирина Ясина «Время творчества и ошибок, которые стоило совершать»
4. Вячеслав Курицын «15 картинок из 90-х»
5. Ирина Прохорова «1991: Личные сценарии перемен»
6. Антон Долин «Что мы смотрели и что пропустили в 1991-м»
7. Алексей Венедиктов «Конец классических медиа»
8. Евгений Асс «Москва-1991: город накануне».

На площади у входа с Мароновского переулка с 11:00 до 20:00 пройдет ярмарка интеллектуальной литературы с участием ведущих независимых издательств. Также в программе фестиваля — выступления авторов, создавших язык новой поэзии в начале 1990-х годов: Сергея Гандлевского, Дмитрия Воденникова, Тимура Кибирова.

В Летнем кинотеатре состоится единственный показ «События» Сергея Лозницы — знаменитого фильма о трех днях августовского путча 1991 года в Ленинграде, на Главной сцене будут «крутить» рекламу 90-х с комментариями, в павильоне Школа покажут легендарную программу «Куклы».

Фото: Фестиваль «Остров-91»

Финальным событием фестиваля станет сольный акустический концерт Вячеслава Бутусова, перед которым на главной сцене появятся культовые московские группы «Альянс», «Вежливый Отказ» и «Мегаполис». Вторая музыкальная сцена фестиваля будет посвящена танцевальной электронике и пришествию рейв-культуры в Россию, которое произошло также в 1991-м. На ней выступят первопроходцы российской электронной музыки и новые московские продюсеры лейбла Hyperboloid Records, воскрешающие в своей музыке дух рейва 1990-х.

Далее на BFM.ru: Veter Summer Fest в Парке Горького.

Летний фестиваль журнала Veter Magazine: Veter Summer Fest

20-го и 21 августа на территории Зеленого театра в Парке Горького пройдет атмосферное мероприятие популярного в России онлайн-журнала Veter Magazine. Главные темы фестиваля — осознанное потребление и здоровый образ жизни

Фото: Veter Summer Fest

Будет прочитано более десяти лекций по питанию, ведению этичного бизнеса, ресайклингу, экомаркировке, органическим продуктам, а также пройдут кулинарные, флористические и гончарные воркшопы. На фестивале расположится большой и стильный цветочный базар, в шатре Фен Dry Bar можно будет сделать прическу в стиле бохо, эльфийский мейк и флэш тату, а в зоне soul&body от Aveda — погрузиться в аюрведические ароматы и пройти аромапутешествие.

Для маркета организаторы выбрали бренды и марки, которые пропагандируют и разделяют философию и ценности экологичного подхода к жизни: продукция Weleda, Biolu, ZAO, Siam Botanicals, Cattier, Santaverde, Ecover, Bentley Organic, а также шести десятков российских производителей. Разделы маркета: детские товары, игрушки и одежда, украшения и аксессуары, косметика и бытовая химия, бакалея, канцелярия, товары для дома и животных.

Фото: Veter Summer Fest

Уникальным станет и фудкорт: пятнадцать проектов здоровой еды, и никакой картошки фри. Главная задача — показать, что стритфуд может быть вкусным и полезным. Среди участников фудкорта можно будет встретить рестораны «Латук», КМ20, «Амбар», а также известные проекты Happy Vegan, Prasad, «Морковь» и другие.

В субботу и воскресение на главной сцене выступят талантливые молодые музыканты, уже успевшие заявить о себе: Groove Etiquette, Nairi, Natural Sequence, Gayana и другие.

Фото: Veter Summer Fest

Все мероприятия Veter Magazine отличаются выдержанным стилем не только в оформлении, но и во всех деталях — от афиши до дизайна маркета и активностей, а атмосфера узнаваема и любима десятками тысяч посетителей.

Вход бесплатный. Часы работы: лекторий 12:00-18:00, концерты 19:00-22:00. Подробности на сайте, Instagram и Facebook.