День государственного флага отмечается в России 22 августа, напоминает Маша Гессен в рубрике «Мнения» газеты The New York Times. В иерархии российских праздников он стоит не высоко. Какой-нибудь иностранец, находящийся в России, вряд ли заметит, что в стране отмечается историческое событие, произошедшее четверть века назад.

18 августа 1991 года Михаил Горбачев, находившийся в Крыму, был помещен под домашний арест. На следующий день советские граждане проснулись с новостями об объявленном чрезвычайном положении. Однако за три дня государственный переворот провалился. Статуя главы секретной полиции Феликса Дзержинского была свергнута со своего пьедестала в центре столицы, а над зданием Верховного Совета взвился трехцветный российский флаг.

Двумя годами ранее народные движения свергли коммунистические правительства в ряде восточноевропейских стран — чаще всего мирным путем. В Чехословакии смена власти получила название «бархатной революции». Три дня августа российские интеллектуалы посчитали ее российской версией, которая покончила с Советским Союзом.

Однако эти дни не ознаменовали кончины СССР и не стали «бархатной революцией». 25 лет спустя это стало как никогда очевидно, полагает автор статьи. Борис Ельцин и его соратники, придя к власти, не посчитали нужным провести смену властных институтов, полагая, что демократия лучше установится естественным путем. Однако те сопротивлялись в течение десятилетия, чтобы в конце концов откатить страну назад.

Жертвами неудавшегося переворота августа 1991 года стали три человека. Памятная доска в их честь находится в жалком состоянии. Мало кто знает, что она вообще существует. В то же время статуя Дзержинского бережно сохраняется и подновляется в одном из парков центра Москвы, и даже идут разговоры о ее возвращении на прежнее место, заключает The New York Times.