«Сноуден» Оливера Стоуна

Кино дублирует нашумевшую пару лет назад документальную картину Citizenfour («Гражданин четыре»), однако это фильм художественный и поэтому, как говорят создатели, более драматичный. Не обошлось и без «клюквы».

Будь это сериал Оливера Стоуна, а не фильм, наверное, было бы лучше. В этой истории слишком много глав, есть что рассказать, могло бы получиться поинтереснее, чем какой-нибудь «Карточный домик», а так выходит, что впечатления от настоящего Сноудена в документалке Citizenfour были посильнее. Создатели надеялись, что будет иначе.

«Я думаю, что мы можем совершенно спокойно называть наш жанр как докдрама: в нем нет ни одного выдуманного факта, который противоречит реальности, но для того, чтобы зрителю было легче воспринимать, более эмоционально, тема изложена серьезным драматическим языком. — говорит исполнительный продюсер Игорь Лопатёнок. — Конечно, Оливер Стоун потрясающий драматист. Я думаю, что много людей видели замечательный документальный фильм «Гражданин четыре». Так вот чего нет в документальном фильме, это той драматизации, роста человека от попытки записаться в спецназ и тренироваться для того, чтобы быть special forces, к тому, чтобы раскрыть данные о том, что правительство нарушает конституцию, нарушает закон».

Фильм охватывает десять лет жизни главного героя начиная с 2003-го. Именно за это время он созрел до своего судьбоносного решения. Здесь интересно проследить за, как говорится, ролью женщины в истории. Подруга Сноудена — человек не публичный, но, судя по интервью, которое записывал за бывшим ЦРУшником адвокат Кучерена, она оказала на своего парня огромное влияние.

Кадр из фильма «Сноуден». Фото: Централ Партнершип

«Над сценой в конце, где Сноуден сидит в московской квартире, искушенный зал хором засмеялся, потому что действительно сразу было видно, что это Россия, а в середине комнаты стоял большой самовар для того, чтобы никто не ошибся. — делится впечатлениями от премьеры картины глава группы «Коммуникатор» Виктор Майклсон. — Но если говорить серьезно, то фильм, конечно, сделан мастерски. Оливер Стоун не навязывал собственное мнение, из фильма можно сделать совершенно противоположные выводы. Я уверен, что многие из тех, кто будет его смотреть, сочтут его антиамериканским, несмотря на то, что в конце появляется Обама, который торжественно говорит о принятии закона, запрещающего слежку за нашими гражданами».

Кстати, в российском прокате кино на четыре секунды длиннее, чем у американцев — подрезали. У нас в стране практически режиссерская версия.

Далее на BFM.ru: крупнейшая в истории России выставка Рафаэля

Рафаэль в Государственном музее имени Пушкина

Картина «Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной» Рафаэля Санти, представленная в ГМИИ имени Пушкина на выставке «Рафаэль. Поэзия образа». Сергей Савостьянов/ТАСС

Восемь живописных и три графические работы приехали в Пушкинский из музеев Италии. Среди них — «Автопортрет» (1506), хранящийся в Галерее статуй и картин (Галереи Уффици), парные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены (1506) и «Мадонна Грандука» (1505) из Палатинской галереи, которая также с недавних пор входит в состав Галерей Уффици.

Ранее некоторые работы художника экспонировались в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в рамках временных выставок, в частности, в 1989 году на выставке одной картины была показана «Донна Велата» из Галереи Палатина (Галереи Уффици), а в 2011 году — «Дама с единорогом» из Галереи Боргезе в Риме. В 1955 году в рамках «Выставки картин Дрезденской галереи» в Москве экспонировалась знаменитая «Сикстинская Мадонна». Рафаэлю удалось придать визуальную осязаемость идеям ренессансных гуманистов, благодаря чему между поэтическим творчеством его современников и созданными им портретными образами существует глубокое внутреннее родство, что получило отражение в концепции выставки и ее названии — «Рафаэль. Поэзия образа».

Особое внимание уделено портретной живописи Рафаэля. Художник создал новый тип ренессансного портрета, в котором изображенное лицо, наделенное узнаваемыми чертами конкретного человека, предстает и как обобщенный образ своего времени. Замыслы мастера, воплощенные в портретах, раскрываются в сопоставлении с образцами современной Рафаэлю поэзии — представленными в контексте выставки текстами Бальтазаре Кастильоне, Антонио Тебальдео, Лодовико Дольче, а также в стихотворном творчестве самого Рафаэля.

В представленном на выставке «Автопортрете» из Галереи Уффици (1506) правильные черты юношеского лица Рафаэля гармонируют с изысканной элегантностью одежды, создавая привлекательный образ, вдохновлявший художников последующих столетий на создание своих интерпретаций. Продолжают экспозицию парные портреты Аньоло и Маддалены Дони (1505–1506), которые были заказаны Рафаэлю самим Аньоло Дони, известным коллекционером гемм и древностей, ценителем искусства. Портреты супругов стали выражением их общественного статуса, а в творчестве Рафаэля открыли новый этап, связанный с переездом во Флоренцию.

Портретное творчество Рафаэля этого времени представлено на выставке также «Портретом Элеоноры Гонзага» из Галерей Уффици и «Женским портретом» из Национальной галереи Марке (Урбино). Один из шедевров художника «Мадонна Грандука» получила свое название из-за принадлежности великому герцогу Фердинанду III Лотарингскому. Композиция этой картины, ставшей своего рода эталоном изображения Богоматери в творчестве Рафаэля, отражает влияние Леонардо да Винчи: Мадонна и Младенец выступают из темного фона картины, они связаны чувством нежной любви, выраженной в жесте Младенца — он обнимает рукой Мать, при этом его взгляд обращен на зрителя. На выставке будет продемонстрирован также подготовительный рисунок, раскрывающий один из этапов работы Рафаэля над произведением.

Завершающим и самым крупным из представленных на выставке произведений станет алтарная картина «Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной» из Национальной пинакотеки Болоньи, выполненная в римский период и являющаяся одним из классических произведений мастера. Среди тех, кто заслуженно восхищался этим шедевром, был немецкий поэт Вольфганг Гете и русский художник Александр Иванов.

Далее на BFM.ru: самая современная в России — новая сцена Театра под руководством Олега Табакова на Малой Сухаревской площади.

Новая сцена «Табакерки»

Семиэтажное здание на Малой Сухаревской площади — самое современное театральное пространство в России

Пока на новой сцене не сыгран еще ни один спектакль, «Табакерка» гордится своей машинерией. От этого действительно буквально отвисает челюсть: обывательски говоря, сцена способна мгновенно сложиться, разложиться, превратиться в набор разной вышины подиумов, с великолепным светом и звуком. Техника — последнего поколения. Страшно сказать — даже лучше, чем в Большом театре. Схожая реакция и у труппы. Актрисы Анна Чиповская и Яна Сексте говорят наперебой:

Чиповская: Мы сейчас обе расплакались. У нас такого никогда не было ни на одной сцене, на которой мы играли спектакли, даже в «Табакерке» такого не было!

Сексте: Вот сейчас на прогоне вечера сидели артисты МХАТа, которые…

Чиповская: «Что это? Как? А почему это у вас? Это так круто!» А мы такие: «Давайте-давайте к себе в Камергерский».

Проектирование и строительство началось 11 лет назад, тогда же был сделан первый проект оборудования, которое должен был покупать инвестор. Взамен город обещал предоставить ему вторую очередь строительства на соседнем участке, но потом появился закон о точечной застройке. Москва взяла расходы на себя и добавила денег, когда рухнул рубль. До обвала не успели купить ничего, а здесь все импортное — лучшую в мире машинерию делают австрийцы и немцы.

«Наверное, это вызывает счастье, — говорит Олег Табаков. — Когда мне первый раз продемонстрировали технические возможности этого здания, это нехорошо, наверное, сентиментально, но слезу выпустили. Предъявляем себе требования серьезные, вот и все. Без скидок! Я довольно успешный человек. И чего тут ханжить? Думаю, что к новому году выпустим один или два спектакля. Во всяком случае, «Волки и овцы», «Матросская тишина», ну и еще штуки четыре».

В планах — «Пигмалион» с Анной Чиповской и «Васса Железнова», но ближайшая премьера — возобновление упомянутой «Матросской тишины», теперь с Павлом Табаковым. Подробности — в интервью с директором «Табакерки» Александром Стульневым на портале BFM.ru.