В рейтинг лучших вузов мира по версии британского журнала Times Higher Education (THE) вошли 24 российских университета. Для сравнения: в прошлом году в этот рейтинг попали всего 13 отечественных образовательных учреждений.

Лучшим из российских традиционно признали МГУ, занявший 188-е место. Впрочем, надо отметить, что в этом году в рейтинг включена почти тысяча вузов, в то время как в прошлом их было 800. Интересно, что в рейтинг попали и региональные вузы — Нижегородский, Самарский и Сибирский университеты. Главные критерии отбора — образование, научно-исследовательская деятельность, цитируемость, число иностранных студентов, инновационная работа. За счет чего Россия всего за год удвоила свое представительство в престижном британском рейтинге?

Виталий Калинин федеральный эксперт в области профессионального образования «Рейтинги институтов складываются из совсем разных показателей и источников. Меня немножко удивило появление Самарского университета, еще каких-то вещей, как они туда попали, я не очень понимаю. Сейчас это участие в рейтинге говорит о том, что мы действительно научились учитывать требования международного сообщества, то есть мы реально пусть не в Болонский сходим процесс, общеевропейский, тут в данном случае идет общемировой, мы начинаем учитывать требования всевозможных международных организаций, занимающихся образованием, в том числе научились пиариться. И это ни в коем случае не говорит об уровне нашего образования, но оно недостаточно высокое, я бы сказал. Научились правильно и грамотно заполнять документы международного уровня, мониторить всякого рода нововведения в образовательной сфере, в институтах, в университетах сидят специальные люди, которые следят за международными рейтингами и вовремя подают документы».

Еще одна причина — российская система оценки высших учебных заведений сейчас ориентирована как раз на показатели, которые используют при составлении ведущих мировых рейтингов. К примеру, публиковаться преподаватели стараются в определенных изданиях, говорит академик Российской академии образования Владимир Шадриков.

Владимир Шадриков академик Российской академии образования «Какие цели выставляет управляющая система, туда и двигается тот, кем хотят управлять. Выставлена система показателей, которые включены в рейтинги, и вузы стали на это в большей мере ориентироваться, свою работу строить так, чтобы эти показатели были достойными. Я думаю, что это главный фактор, остальные факторы пока особо нельзя отметить. Финансирование высшей школы последние годы не увеличивается, соответственно идет вялое совершенствование материально-технической базы, зарплата преподавателей растет пока медленнее, чем было запланировано. Но направление работы сейчас более целенаправленное. Но работа идет над тем, чтобы улучшались показатели, которые учитываются в рейтинге, в частности, такой показатель, как рейтинг цитирования, авторы начинают ориентироваться на издания, которые учитываются в соответствующих рейтинговых показателях».

Но что от попадания в международные рейтинги выигрывают сами вузы? Для российских учебных заведений это означает больше возможностей для привлечения иностранных студентов, реже это влияет на стоимость обучения, пояснил Business FM ректор Московского физико-технического института, также попавшего в британский рейтинг, Николай Кудрявцев.

Николай Кудрявцев ректор Московского физико-технического института «Если, например, вы привлекаете иностранных студентов, это вам очень сильно помогает, потому что они смотрят, где вуз находится в рейтинге, соответственно, делают свои выборы. Положение российских вузов в этих рейтингах пока ниже, чем реальное состояние нашего образовательного процесса. Мы начали этим заниматься только в последнее время, а там очень значимы репутационные показатели. Просто нас меньше знает широкая публика, потому что там оценивает пул экспертов, от 10 до 20 тысяч по всему миру. В этом пуле мала пропорция российских экспертов. Пока в нашем вузе «платных» студентов не очень много, это просто наша специфика. У нас и конкурс очень высокий, он был высокий и до рейтингов, дальше практически некуда. Мы точно не имеем никаких планов в связи с этим увеличивать стоимость обучения. Кто-то, может быть, будет иметь другие планы на этот счет».

В тройке лидеров Калифорнийский технологический институт (США), Оксфордский университет (Великобритания), Стэнфордский университет.