Фестиваль «Круг света»

С 23-го по 27 сентября территория ВДНХ станет одной из главных площадок шестого Московского международного фестиваля «Круг света», организованного правительством Москвы. Известные мировые светодизайнеры и специалисты в области аудиовизуального искусства украсят центральный павильон и центральную аллею авторскими световыми инсталляциями. Также здесь будет работать пиротехнический водопад, который создаст иллюзию льющегося огня.

В этом году организаторы фестиваля постарались сделать площадку ВДНХ особенно яркой, светящейся и искрящейся. Французская художница Северин Фонтейн впечатлит гостей фестиваля своей работой «Инкандесценция», которая рассказывает об эволюции роли света в жизни человека. Гигантские стеклянные конструкции в форме ламп накаливания погрузят зрителей в завораживающее пространство игры света. Проект разрабатывался в течение шести лет и впервые был показан на фестивале света в Лионе.

Кроме этого, компания из Нидерландов Kinetic Humor представит свой проект «Огненный торнадо», который поразит даже самое смелое воображение мощью сил огня и ветра. Закрученный специальной системой вентиляторов огонь небольшой горелки превращается в гудящий огненный вихрь высотой около десяти метров.

При поддержке Берлинского фестиваля света на центральной аллее ВДНХ немецкие специалисты в области аудиовизуального искусства создадут интерактивную инсталляцию «Ангелы свободы», состоящую из пяти пар светящихся крыльев размахом более пяти метров.

Фото: Пресс-служба ВДНХ

24 сентября у павильона №1 «Центральный» на ВДНХ состоится концерт арт-группы «Хор Турецкого». Гости фестиваля услышат любимые песни из советских и зарубежных кинофильмов в сопровождении ярких световых видеопроекций. Артисты исполнят такие песни, как «Ваше благородие, госпожа удача» (х/ф «Белое солнце пустыни»), «Мохнатый шмель» (х/ф «Жестокий романс»), «Белеет мой парус» (х/ф «12 стульев»), «Призрачно все» (х/ф «Земля Санникова») и другие.

Все песни будут сопровождать видеопроекции. Например, под песню «Разговор со счастьем» («Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь») на фасаде здания появится танцующий расписной теремок с жар-птицей, а музыкальная композиция «Мохнатый шмель» пригласит зрителей пуститься в пляс вместе с цыганками с веерами и лентами, проецируемыми на фасад павильона №1. В остальные дни фестиваля (23, 25, 26 и 27 сентября) эти же песни «Хора Турецкого» в сопровождении красочных видеопроекций будут транслироваться в записи.

Также на фасаде павильона №1 на ВДНХ представят свои работы финалисты Art Vision в номинации «Модерн». Наблюдая за их мультимедийными световыми проектами, зрители погрузятся в мир загадочных абстрактных форм и образов.

Время проведения фестиваля — с 23-го по 27 сентября с 19:30 до 23:00, концерт «Хора Турецкого» — 24 сентября с 20:00 до 21:00. Вход на все мероприятия свободный. ВДНХ не единственная площадка фестиваля, подробнее о программе и локациях на сайте.

Далее на BFM.ru: кино о любви и Петербурге и Международный Канский видеофестиваль в киноцентре «Октябрь».

«Петербург. Только по любви»

Альманах про город на Неве открывал в этом году сочинский Кинотавр. Авторами значатся только женщины-режиссеры

Кадр из фильма «Петербург. Только по любви». Фото: «ПРОвзгляд»

Одна новелла про крановщицу, вторая — про экскурсовода. Оксана Бычкова, которая в свое время сделала «Питер FM», — это про любовь, Авдотья Смирнова — про одинокую женщину с собакой, история Ренаты Литвиновой «Спасти Иосифа» — про то, как физики-поэты умудряются попасть в Петербург полувековой давности и пытаются изменить прошлое — украсть с процесса подсудимого Бродского. Всего новелл семь, и смотрятся они, как один фильм.

«В данном случае не чувствуется, что это разные куски, не сочетающиеся друг с другом, может быть, из-за того, что почерк режиссеров-женщин не всегда отличается друг от друга. В данном случае эта работает на проект как на целое, — говорит кинокритик Стас Тыркин. — На мой взгляд, самая свежая и любопытная из всех семи новелл — новелла самой молодой участницы проекта Аксиньи Гог «Селфи». Сам проект должен был называться «Селфи», но потом его переименовали, мне кажется, что зря».

Идея снять кино про Петербург была с продюсерами уже не один год. Сказать «люблю тебя, Петра творенье» казалось очень логичным, пока все мировые режиссеры расписывались в чувствах кто к Парижу, кто к Рио. Аналогичный альманах про Москву, кстати, оказался не очень удачным, но у питерцев свой путь: у них фильм о женщинах, который сделали женщины.

«Мы предлагали многим, но некоторые женщины-режиссеры не смогли участвовать: кто-то занят, кто-то не очень хорошо знает Петербург, — рассказывает продюсер Наталья Дрозд. — У нас не было какого-то специального кастинга или отбора, было обсуждение сценария. Какие-то сценарии мы сами предлагали, какие-то писали режиссеры сами или со сценаристами. Уж коли мы стали раскрывать женскую тему, решили, чтобы героинями были тоже женщины в разных состояниях: беременная, девушка, которая ищет спутника жизни, возлюбленного, отношения матери и дочери и так далее».

В режиссуре сейчас невероятный женский бум, и «Только по любви» отлично фиксирует эту тенденцию применительно к русскому кино. Настроенным на романтический лад посмотреть вполне можно.


Международный Канский видеофестиваль

С 22-го по 27 сентября в киноцентре «Октябрь» (в рамках программы «КАРО.Арт»)

Кадр из фильма Above and Below. Фото: Международный Канский видеофестиваль

В большую интернациональную конкурсную программу вошли 22 короткометражных фильма режиссеров и художников из России, Греции, Филиппин, Республики Корея, Японии, Германии, Нидерландов, Польши, Испании, Франции, США, Израиля, Италии и Швейцарии. Это экспериментальные работы, видеоарт, анимация, игровые картины и даже один видеоперформанс, которые будут претендовать на Гран-при фестиваля — «Золотой пальмовый секатор» (победителей определит международное жюри).

«В этом году Международному Канскому фестивалю в городе Канск исполнилось 15 лет. Начавшийся как шутка в сибирской глубинке, он стал для нас очень серьезным делом, — рассказывает директор Павел Лабазов. — Одной из наших задач мы видим необходимость все время меняться и искать новое, но неизменным всегда остается качество нашей программы: это действительно лучшие, самые свободные фильмы со всего мира, и я рад возможности представить нашу программу на серьезной фестивальной площадке в Москве. Это подарок Канска Москве».

Кадр из фильма «Россия как сон». Фото: Международный Канский видеофестиваль

Традиционно конкурсная программа обрамляется специальными короткометражными подборками: в этом году это «Сюрреализм vs. реализм» и «Финское экспериментальное кино». На фестивале также пройдут несколько полнометражных столичных и российских премьер. Коллективная кинофреска собственного фестивального производства «Россия как сон» показывают в день открытия 22 сентября. Фильм был снят в городе Канске в 2015 году, его создатели — это не только режиссеры из разных стран мира, которые приехали на фестиваль в Сибирь, но и члены жюри и команда фестиваля.

Другой сборный кинопроект под названием «Чепуха — коллективное антикино» представит видеохудожник Дмитрий Булныгин. В этом фильме использован принцип игры сadavre exquis, придуманной парижскими сюрреалистами, когда каждый следующий участник проекта снимает продолжение истории, отталкиваясь от последнего кадра предыдущего автора.

Кадр из фильма «Рыба-мечта». Фото: Международный Канский видеофестиваль

Российское авторское кино представлено двумя картинами: полнометражным дебютом Антона Бильжо «Рыба-мечта» и документальным фильмом Ольги Столповской «Год литературы». Из наиболее ожидаемых международных премьер — фильм Above and Below совместного немецко-швейцарского производства, который признан лучшей документальной картиной года и в Швейцарии, и Германии одновременно. Режиссер фильма Николас Штайнер — один из призеров Канского видеофестиваля: он получил диплом за короткометражную работу «Я — Хельмут» в 2010 году. Подробнее на сайте.

Далее на BFM.ru: театр ужасов — экспериментальный спектакль «Черный русский».

Экспериментальный спектакль «Черный русский»

Фото: Black Russian Show

Новая тенденция в Instagram — рога. Главные российские трендсеттеры активно выкладывают у себя в аккаунтах фотографии в масках, которые получили на шоу под названием «Черный русский». Спектакль-триллер по мотивам «Дубровского» играют в особняке в двух шагах от Пушкинской площади. Билеты стоят от 4500 рублей, на каждом представлении аншлаги.

Это такой русский Хэллоуин, где кровь льется рекой, благодаря лазерным проекциям, черные пельмени и водка, дым, завывания и прочие спецэффекты — не столько спектакль сколько шоу. «Черный русский» сделан в модном формате иммерсивного театра: действие разворачивается вокруг зрителя при его непосредственном участии. Начинается прямо с порога: у входа в особняк Спиридонова стоит гроб, дьячок, навалены еловые ветки. В образах все вплоть до гардеробщиков — это ведь теперь дом Троекурова. Вошедшим предлагают маски оленей, лис и сов. Надевшие их ходят по пятам за Дубровским, Машей и Троекуровым соответственно. Разговаривать вам можно, только если спросят, можно что-нибудь съесть, вас могут взять за руку и куда-нибудь повести, даже обнять. Действие с песнопениями разыгрывается буквально у вас под носом.

«Этот спектакль, я думаю, публика примет, она будет стоять в очереди за билетами, — говорит театральный обозреватель Елена Шарова. — Подобные спектакли-бродилки, которые делали Театр наций, ЦИМ, были классные, но они были на очень узкую аудиторию, для тех, кто готов к арт-хаусным спектаклям. А здесь спектакль будет понятен всем: он очень простой, доступный, и при этом элемент триллера, который заявляется организаторами, присутствует. Действительно страшно».

Вся подготовка заняла порядка десяти месяцев. В театральной компании «Экстатик», для которой «Черный русский» — это первый проект, довольны: билеты по пять тысяч на сентябрь раскуплены, на половину октября тоже. «Планирование стоимости билета исходило из операционных расходов спектакля и срока окупаемости, но мы частично рассчитывали бюджет на меценатские деньги, инвестиции, и частично возвратные инвестиции, средства инвесторов, — рассказывает продюсер Елена Новикова. — В Москве были разные проекты в стиле иммерсивного театра, однако ни один не шел на постоянной основе. Это делать достаточно сложно на театральной площадке. На нетеатральной — еще сложнее. Нам было интересно сделать такой проект, который был бы достаточно экспериментальный».

Ну а теперь грубо считаем: играют по десять спектаклей в неделю, на каждый приходят 80 человек, билет стоит в среднем пять тысяч. При условии аншлагов получается касса в 16 млн рублей в месяц. Конечно, интересно было бы прикинуть прибыль, но свои затраты организаторы не раскрывают. Эксперты говорят, что такое окупить сложно — вложено явно много. Подробнее на сайте.