В течение пяти дней власти Дагестана не могли понять причину массового отравления жителей республики. Более 700 человек в регионе отравились водопроводной водой. Только накануне выяснилось, что вода стала опасной из-за прорыва канализации. По словам руководителя республики Рамазана Абдулатипова, в Дагестане около десяти дней шли дожди, прорвало канализацию, и сточные воды попали в водоканал.

На данный момент в больницах находятся 273 человека. Неужели местные власти могли так долго не знать о причинах проблемы, а если знали, почему допустили распространение инфекции?

Магомед Магомедов специальный корреспондент дагестанской газеты «Черновик» «Вчера вечером министр здравоохранения Дагестана сообщил, что вспышка кишечной инфекции пошла на спад. Где-то процентов 30 пострадавших уже выписано. В общей сложности через систему здравоохранения республики прошло примерно 700 человек, из них основная масса — около 500 — дети. Это не значит, что в больнице каждый день находилось 700 человек, это значит, что приблизительно по 200-300 человек в день находилось в больницах и примерно по 30% ежедневно выписывалось. Кроме того, есть достаточно большой процент людей, которые просто занялись дома самолечением, потому что в больницах не оказалось мест, либо до них просто не доехала «скорая». Первоначально было четыре версии, что вообще произошло. Первая версия — вода была гиперхлорированная. Вторая версия заключалась в том, что она была недохлорированная. Третья версия — вообще кто-то подсыпал крысиный яд в систему водоснабжения, и поэтому пошли вот такие отравления. Но официально власти остановились на том, что в результате дождей, которые шли дня четыре от силы, были подтоплены подвалы многоэтажных домов, из-за ветхости этих коммуникаций произошло смешение канализационных стоков и водопроводной воды. Больше половины — это пострадавшие от дизентерии, а другая часть болеет ротовирусной инфекцией. Время от времени все равно большое количество людей продолжает поступать в медицинские учреждения, потому что кто-то из инфекционистов еще вдобавок предупреждает, что ожидается также и вспышка гепатита А. Число пострадавших идет на спад, уже вода более чистая и принимаются какие-то меры. Все идет на спад».

Вода — это первое, что традиционно исследуют санэпидстанции при таких массовых заражениях, говорит заведующая кафедрой инфекционных болезней РУДН Галина Кожевникова:

Галина Кожевникова заведующая кафедрой инфекционных болезней РУДН Галина «Когда идет вспышка, заболевают одновременно достаточно много людей, всегда рассматривают вопрос с двумя факторами. Либо это связано с пищей, то есть с каким-то учреждением, и там произошло заражение, либо второе — это вода. С учетом условий, которые сложились в Дагестане, конечно, это должно было быть первым, о чем нужно думать. С точки зрения специалиста, первое, куда нужно было направить именно исследование, чем занимаются местная санэпидслужба и лаборатории. То есть нужно было сразу проверять воду, определять возбудители и причину. С эпидемиологической точки зрения, это первое, что всегда проводится. Почему неделю? Может быть, они не заявляли окончательно, пока у них не было результатов лабораторных исследований. Но при современных методах неделя — это тоже много. Видимо, какие-то моменты организационные, местные. Еще не исключается такой вариант, что специалисты как бы знали об этом, но просто не доводили до сведения общественности, не сообщали СМИ, пока у них не было полной уверенности в этом».

По словам главы республики Дагестан, летальных исходов из-за отравлений нет, два человека попали в реанимацию, один из них уже выписан, второй выздоравливает. Ситуация стабилизируется, заявил Рамазан Абдулатипов. На его взгляд, «самое главное — то, что система канализации не ремонтировалась, и многие учреждения, в том числе «Водоканал», были переданы родственникам бывших руководителей, а эти люди выкачивали оттуда деньги годами, и фактически не выделялись средства на реконструкцию и ремонт».