Главная премьера «Ленкома» — «День опричника»

Спектакль 83-летнего Марка Захарова по книге Владимира Сорокина, в роли царя — Дмитрий Певцов, бурю аплодисментов срывает Леонид Броневой

Если в романе действие происходит в 2027 году, то на сцене — в 2127-м. Страну отгораживает Великая русская стена, правит царь и ксенофобия. Кажется, Сорокина перенести на сцену невозможно, но Захарову каким-то чудом удается. Вернее, не перенести роман, а представить что-то свое вплоть до новых поворотов.

«Идя на этот спектакль, ни в коем случае нельзя ждать повторения того чуда, которое ты ощущаешь при чтении этой удивительной книги, — говорит кинокритик Валерий Кичин. — Получилась совсем другая вещь, с другим финалом, который мне не кажется вполне убедительным, но это театральный финал, и вообще театр сделал, по-моему, некое тоже чудо, потому что смотришь спектакль с огромным увлечением, откликаешься на каждое слово, которое произносится со сцены. Конечно, очень интересное режиссерское решение. С ним можно спорить, его можно считать принадлежностью, скорее, к 80-м годам, чем к нынешним. А чего мы, собственно, хотим?»

Марк Захаров уже пытался ставить Сорокина несколько лет назад. Тогда даже начались репетиции, государя Платона Николаевича должен был играть Хазанов, но не сложилось. Теперь в роли царя Певцов, под аплодисменты появляется Леонид Броневой.

Спектакль «День опричника». Фото: «Ленком»

Это не спектакль, а учебник по режиссуре, где можно прочитать о сценических ритмах. «Марк Захаров сделал спектакль, который меня поразил своей неистовой энергией, как будто это был Марк Захаров лет 20 назад, со своими аттракционами, которые были настолько неожиданные в каждой мизансцене, — делится впечатлениями редактор отдела культуры «Московского комсомольца» Марина Райкина. — Всегда очень интересно слушать зал: была тишина, которая разрывалась смехом. Текст такой стилизованный, старорусский новояз, в который вкраплены, причем очень обильно, наши реалии, абсолютно все узнаваемо, но этот текст нужно слушать, и когда он доходит, публика начинает просто хохотать и аплодировать».

Хохотать и аплодировать дорого: в официальной кассе билетов на декабрьские спектакли нет. У перекупщиков на ближайшую пятницу за места в партере придется выложить в районе 25 тысяч. Зато на декабрьских представлениях можно встретить самого Сорокина: он спектакль еще не видел и обещал посмотреть в этом месяце, а это значит 9-го, 15-го или 27 числа.

Далее на BFM.ru: новые художественные экспозиции в Москве.

Выставка «Коровин и ученики» к 155-летию со дня рождения художника

Экспозиция работает в Библиотеке искусств имени Боголюбова

Портрет Коровина. Фото: Ирина Клименко

Проект, включающий работы из собраний московской галереи «Веллум», Фонда имени Коровина «Спасем вместе» и крупных частных коллекций, приурочен к юбилею Константина Коровина. Он был не только большим художником, но и прекрасным преподавателем, вырастившим целую плеяду выдающихся деятелей русского и советского искусства первой половины прошлого столетия. Среди них — Сергей Васильевич Герасимов, ставший академиком и народным художником СССР, Федор Федорович Федоровский, который более четверти века был главным художником Большого театра, художники, продолжившие свой творческий путь в эмиграции, такие как Георгий Лапшин, яркий представитель «парижской школы».

Очень важно, что все лучшие ученики и последователи Коровина — и Герасимов, и Федоровский, и Лапшин — до самого конца своего творческого пути словно выполняли заветы своего учителя, и все они, в свою очередь, стали известными и признанными преподавателями. Герасимов был директором МГХИ имени Сурикова, Федоровский уже в 1920-е учил студентов ВХУТЕМАСа, «кузницы кадров нового революционного искусства», а Жорж Лапшин руководил Художественной студией при Доме русской молодежи в Париже.

«Сегодня библиотеки начинают исполнять роль не просто места встречи с книгами, но полноценных культурных центров, вокруг которых формируются актуальные арт-сообщества, — говорит директор Московской Библиотеки искусств имени Боголюбова Владимир Семенов. — Они становятся местом притяжения новых художественных проектов, в том числе музейных, и подобная статусная выставка ярко демонстрирует актуальность этого подхода».

Экспозиция работает до 11 декабря.


Новые выставки в галерее «Триумф»

Галерея «Триумф» представляет выставку картин Романа Толича, чьи работы уже были представлены в галерее в рамках выставки EXTENSION.RO. В его сольном проекте будут показаны работы из нескольких циклов, созданные за последние годы

Фото: Галерея «Триумф»

Роман Толич окончил Национальный университет искусств в Бухаресте в 1988 году, пишет в различных техниках, используя масло, акварель, тушь, цветные карандаши и маркеры. На выставке будут представлены работы из нескольких серий, написанные маслом на холстах, варьирующиеся от небольших до грандиозных.

Представленные работы выполнены в реалистичном стиле, художник не обделил вниманием ни одной детали, будь то силуэт стоящего на переднем плане человека или птица в небе. Картины объединены темой повседневной жизни. Деталью, отличающей Толича от других художников, является его особый взгляд на простые вещи. В каждую работу автор добавляет детали, придающие ей легкий мистический оттенок. Своего апогея мистицизм достигает в серии работ Dark Matter, где приобретают физическую форму.

«С момента окончания обучения в Национальном университете искусств в 1988 году в Бухаресте, Толич в своих работах затрагивал гнетущие и волнующие темы, — говорит куратор выставки Мэтт Прайс. — Сценарии из жизни на картинах написаны с внимательностью антрополога, самые простые на первый взгляд детали способны заставить переживать бурю эмоций».

Одновременно здесь же молодой уральский художник Иван Снигирев представляет инсталляцию «Войнушка». Снигирев пишет картины маслом и акрилом, не ограничивая себя только холстом. Он использует все предоставленное ему пространство для создания тотальной инсталляции, используя картины в качестве центральных элементов, которые дополняются росписью стен и видеорядом.

Фото: Галерея «Триумф»

Основной темой инсталляции выступает война и ее атрибутика: наземная и воздушная техника, амуниция, солдаты — все это сливается в один красочный калейдоскоп, в который погружается зритель. Увидеть можно до 18 декабря.

Далее на BFM.ru: новые рестораны и декабрьское меню уже любимых мест.

«Спичка»: блюда на дровах, лепешки и вино

В середине декабря в шаге от метро «Менделеевская» открывается новое заведение «Спичка» Тимура Куталадзе, автора и владельца успешного проекта ресторанов тбилисской кухни «Батони». Это новое слово в ресторанном мире Москвы: деревенская еда в новом современном исполнении.

«Разрабатывать эту концепцию я начал в сентябре 2016 года, — рассказывает Тимур Куталадзе. — Опыт подсказывал мне, что столице не хватает подобного заведения, так как жители были вынуждены выбирать между вредным перекусом и полноценным посещением ресторана. Формат кафе «Спичка» идеально сочетает в себе необходимый при столичном ритме жизни формат честной и вкусной еды, а также превосходные характеристики ресторанных блюд».

Фото: «Спичка»

Основу меню составляют блюда на гриле и выпечка из дровяной печи. Еда будет подаваться на пшеничных лепешках, испеченных при посетителях. На свежем хлебе подаются стейки, филе миньон, кебаб, шашлык, закуски и овощные блюда. В меню также представлены супы, салаты и десерты (например, салат с киви и лососем или томленый бобовый суп с телятиной).

«Формат «Спички» — на редкость точное попадание в нужды современного города, — говорит лидер московского конвивиума Slow Food Moscow-Ulitka Виктор Майклсон. — Сочетание традиционных технологий и инновационной подачи — это то, что предлагают сейчас рестораторы во многих столицах мира. Тимур почувствовал этот тренд и предложил его москвичам».

В зале «Спички», расположенного в районе метро «Менделеевская», будет 45 посадочных мест, средний чек — 1200 рублей.


Дим-самы или тако в Chicha

Рекордное количество тако и три любых коктейля на выбор по фиксированной цене 2300 рублей. Специальные деревянные подставки, похожие на артиллерийскую батарею, держат дюжину пшеничных лепешек с разнообразными начинками. С севиче из сибаса и с осьминогом в соусе унаги, с угрем и трюфельным маслом и с хамоном и манго, с курицей и овощами и с авокадо и сливочным сыром — всех по две штуки, чтобы как следует распробовать или разделить с друзьями.

Тако-party в Chicha проходит с воскресенья по вторник каждую неделю без исключений, а в остальные дни можно оценить еще одну новинку меню — гонконгские дим-самы. Чтобы научиться их готовить, шеф Chicha Василий Зайцев прожил месяц в Гонконге, стажируясь у мастеров дим-сам в ресторане China Tang и в культовом Bo Innovation. Итогом этого путешествия стали неожиданные блюда: похожие на сдобные румяные булочки бао с начинкой из грибов шиитаке с бобами эамаме и устричным соусом или из курицы с овощами и черными древесными грибами, дим-самы из слоеного теста с грибами, дайконом и сладкой лапшой или хрустящие из рисового теста с креветками и черными древесными грибами и даже сладкий, похожий на тарталетку с яичным кремом, сгущенкой и соком лайма.

Цитата из меню:

бао с грибами шиитаке — 250 рублей

бао с курицей и овощами — 300 рублей

дим-сам хрустящая креветка — 280 рублей

дим-сам дайкон и сладкая лапша — 250 рублей

китайская яичная тарталетка — 200 рублей

Ресторан Björn: забытый картофель, суп из хлеба, печеная капуста, снежный ком

Ресторан северной кухни Björn полностью обновил меню. Северная рыба, фермерское мясо и птица, сезонные корнеплоды и овощи, рожденные нашей природой. Станислав Песоцкий по-новому раскрывает вкусы самых распространенных простых продуктов.

Забытый картофель и сгоревшее масло. Идея построена вокруг картофеля, который по неосторожности забыли в костре. Подают его с взбитым жженым маслом хлопьями морской соли.

Суп из хлеба. Нежный, визуально напоминающий тесто в период своего брожения. На дне суповой тарелки — моченая клюква и жареные вешенки. К супу подают крошки ржаного хлеба и масло из белого трюфеля.

Суп из печеной капусты с томленой уткой. Капусту Песоцкий запекает с травами и чесноком, а затем оставляет томиться в печи целую ночь. Крепкий, ароматный овощной бульон подается с кусочками томленой утки, запеченным картофелем, слайсами маринованной моркови и копченой сметаной.

Каша с копченым оленем и солодом. Кремовая каша из перловой крупы со стружкой копченого оленя, ячменным солодом и крошками жареного ржаного хлеба.

Плечо ягненка с печеной капустой и зимним яблоком. В основе блюда — ягненок, маринованные яблоки и белокочанная капуста в разных текстурах: крепкий капустный бульон, маринованная капуста, листья запеченной целиком, гриль и стеклянный чипс из маринованной капусты.

Снежный ком облепихи и бузины. Сфера из белого шоколада и крошки рисового печенья, напоминающая снежок. Внутри — мусс из облепихи с добавлением сиропа из бузины, который повара Björn приготовили еще летом.

Пробовать можно до конца декабря.


Трюфели

В Grand Cru — новый авторский сет Адриана Кетгласа, посвященный трюфельной теме: от спаржи со снегом из трюфеля и слайсами из копченого оленя до шоколадного трюфеля с хурмой и мороженым из фундука. Сет состоит из шести блюд, однако не в каждом есть ингредиент, давший название сету.

Дегустационное меню, действующее до 20 декабря, призвано подчеркнуть не столько значимость деликатеса, сколько мастерство шеф-повара и команды. Ресторан высокой кухни отличает умение работать с любым качественным продуктом, независимо от ценности ингредиентов.

«Трюфельный» сет Адриана Кетгласа:

фальшивый трюфель с теплым тартаром из топинамбура, кремом из пармезана и рукколой

спаржа со снегом из трюфеля и слайсами из копчёного оленя

«трюфельные» яйца Grand Cru

хрустящая паста со страчателлой, трюфелем и муссом из желтого перца

молочный теленок с рисом из крема белого трюфеля и кейлом

шоколадный трюфель с хурмой и мороженым из фундука

Стоимость сета — 3 тысячи рублей. Также на время сезона в меню появился белый трюфель, который можно добавить к любому блюду. Стоимость одного грамма — 750 рублей.


Дегустационные сеты в I Like Wine на Покровке и Тимура Фрунзе

Perelman People встречают зиму в обоих I Like Wine в полной эногастрономической готовности: дегустационным сетом из трех блюд, приготовленных шефом Дмитрием Париковым по случаю, к каждому блюду пожалует свое вино, заботливо подобранное сомелье и безупречно с ним рифмующееся.

В I Like Wine на Тимура Фрунзе стартуют паштетом из печени перепелки, продолжают равиоли с мясом гуся и заканчивают говядиной на гриле с запеченным фенхелем, а винный список от сомелье Елены Лебедевой включает Ле Версан Шардоне 2015 Фонкалье, Шато Антель Резерв 2014 Фонкалье и Порто Колейта 1997 Кинта ду Крашту.

Результат тесного сотрудничества шефа и сомелье Андрея Абрамова в I Like Wine на Покровке — мини-бургер с фуа гра, утиный окорочок с кремом из айвы, торт «Черный лес» и Гризе Блан 2015, Шато Аньель Резерв 2014, Порто Колейта 1997 Кинта ду Крашту соответственно.

Оба сета действуют весь декабрь, разве что цена разная: 3,5 тысячи рублей за сет в I Like Wine на Тимура Фрунзе и 2,5 тысячи на Покровке.


Cheese Connection — новый ресторан Ирины Ходзинской на Лесной

Главный хит в меню — буррата. Ее тут подают с необычной начинкой внутри: крабом, инжиром, трюфелем. Во главе кухни — опытный шеф-повар Алексей Айзен. «Сыр с чем-то», «Что-то с сыром», «Без сыра вообще» — так звучат разделы меню нового ресторана.

Основной раздел — «Сыр с чем-то», в котором доминирует, как несложно догадаться, сыр: вокруг него собрано каждое блюдо. Вторая, но не менее важная часть меню — «Что-то с сыром»: здесь сыр уступает главную роль другим компонентам, но присутствует абсолютно не случайно и в конечном счете определяет вкус блюда (в этом разделе — брусничная панна котта со страчателлой и какао, флэнк стейк с зеленой гречкой и соусом из таледжио). Третий раздел меню «Без сыра вообще» призван «разбавить» сырную историю. Разбавить, но не заменить и лишний раз подчеркнуть вкус сырных блюд.

За процесс сыроварения на собственной сыроварне отвечает Евгений Золотарев. Халуми, черная страчателла, сладкая моцарелла — все не будем перечислять (за полным списком добро пожаловать в Cheese Connection).

Необходимая деталь сырного ресторана — много вина: красного, белого, розового, игристого. Винную карту доверили Елене Догузовой, которая, как всегда, справилась на отлично.

Цитата из меню:

тартар из говядины с подкопченным мягким сыром и винегретом из белых грибов — 440 рублей

черная страчателла с крабом, папайей и авокадо — 710 рублей

запеченный камамбер с фокаччей и грибами в азиатском стиле — 750 рублей

ризотто с камамбером, маскарпоне, пеной из сыра с голубой плесенью и чипсами из пармезана — 550 рублей

трюфельная буррата с тальятелле Карбонара — 590 рублей

раклет с запеченным картофелем и прошутто — 720 рублей

Чтобы ничто не отвлекало от главного, в Cheese Connection приглушенный свет и элегантные удобные кресла. Зал условно разделен на три зоны. В основе интерьера — контрасты, создать которые помогли архитекторы из UNKProject. Грубые формы и мягкие фактуры, бетон и стеклянное бордо, светильники, напечатанные на 3D-принтере, и много огромных окон.