Главное следственное управление СК по Москве на следующей неделе планирует прекратить уголовное дело, фигурантами которого уже больше трех лет являются бывший концертный директор группы «Земляне» Сергей Черенков и его знакомый Сергей Похилюк. Им вменяется покушение на мошенничество в особо крупном размере (ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ).

Следствие утверждало, что они предложили крупному бизнесмену за 1,2 млн долларов войти в руководящий орган партии, однако дело развалилось. Но этому предшествовал обвинительный приговор.

К прекращению же дела привела проверка уголовных дел, возбужденных по результатам оперативных разработок Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД (ГУЭБ и ПК) во главе с его бывшим руководителем генералом Денисом Сугробовым. Он, а также свыше десятка его сотрудников в 2014 году попали под следствие по нашумевшему делу о должностных преступлениях в ГУЭБ и ПК. Мосгорсуд сейчас завершает рассмотрение дела в отношении генерала и ряда его подчиненных, а 8 декабря в прениях сторон прокуратура запросила для Сугробова 22 года колонии.

Также 8 декабря следователи задержали двух сотрудников антикоррупционного подразделения полиции и их агента. ТАСС приводит имена оперативников ГУЭБ и ПК Александра Соболя и Сергея Абрамова, а также Вадима Алферова. Двух последних заподозрили в фальсификации доказательств по ряду уголовных дел, в том числе Черенкова и Похилюка. 9 декабря, как стало известно Business FM, Черенков и Похилюк были признаны потерпевшими по уголовному делу полицейских. Задержанным инкриминируется ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий).

Дело с полицейскими агентами

60-летний Сергей Черенков когда-то являлся концертным директором группы «Земляне», помощником красноярского губернатора Александра Лебедя и зампредом Совета предпринимателей Москвы. Черенкова и 59-летнего Похилюка задержали 21 января 2014 года в одном из столичных кафе на Новом Арбате при получении от Вадима Алферова 5 млн рублей.

По версии следствия, это был первый транш из 1,2 млн долларов, который должен был заплатить президент группы QIWI Андрей Романенко. За эту сумму Черенков и Похилюк якобы обещали ему получить место в Высшем совете партии «Единая Россия», чтобы впоследствии стать депутатом Госдумы. Фигурантов обвинили в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Они с самого начала отрицали вину, заявляя, что дело в отношении них сфабриковано сотрудниками ГУЭБ и ПК и их агентами совместно с Романенко, который «финансирует взятки и подлоги».

Что же касается Вадима Алферова, то, как утверждал Сергей Черенков, этот человек, известный под кличкой «Ядро», регулярно выступал в роли полицейской подсадной утки, и по его вине «сели 15 человек». Именно он, по словам Черенкова, осенью 2013 года связался с ним и рассказал, что его приятель хочет уйти из бизнеса, занявшись политикой.

Алферов поинтересовался, нет ли у Черенкова знакомых, которые могли бы помочь устроиться в «Единую Россию». Взамен он пообещал, что банкир профинансирует инвестпроект «Чистая вода», которым Черенков тогда занимался. После этого Алферов стал буквально напрашиваться на встречи с ним и навязчиво предлагать деньги. Кстати, с Романенко обвиняемые лично так и не встретились.

Потерпевший отказался от своей роли

Что же касается дела Черенкова и Похилюка, то 26 сентября 2014 года Пресненский суд Москвы приговорил первого к трем годам и десяти месяцам лишения свободы, а второго — к четырем годам колонии, признав их виновными. Апелляция оставила приговор в силе.

Лишь спустя два года президиум Мосгорсуда отменил приговор и вернул дело на новое судебное рассмотрение. В ходе него Романенко заявил в суде, что подсудимых не знает, никаких переговоров с ними не вел и место в Высшем совете партии «Единая Россия» не просил. В итоге 3 марта этого года Пресненский суд Москвы вернул дело прокурору, а тот — в ГСУ СК по Москве для устранения нарушений.

Возвращая дело на доследование, суд отменил арест Черенкова и Похилюка, выпустив их на свободу. На протяжении нескольких месяцев они ездили к следователям давать показания, рассказывая, как все было на самом деле. Теперь к их словам прислушались. Срок следствия по их делу заканчивается 30 декабря. По данным Business FM, его не будут продлевать, а дело прекратят.

Что касается сотрудников ГУЭБ и ПК Александра Соболя и Сергея Абрамова, а также их агента Вадима Алферова, их допросы 8 декабря длились весь день. Ожидается, что 10 декабря Пресненский суд Москвы рассмотрит ходатайство Столичного управления Следственного комитета об аресте четверых подозреваемых, причем Соболя якобы среди них нет: по данным источника радиостанции, «его допросили и отпустили». Пресс-секретарь Пресненского суда Анастасия Пылина не смогла назвать имен подозреваемых, которым планируется избирать меру пресечения.

Имена задержанных оперативников фигурируют по меньшей мере в пяти уголовных делах, рассказал Business FM адвокат Сергея Черенкова Михаил Трепашкин. «По нашему же делу установлено, что оперативники фабриковали допросы понятых и потерпевших, документы оперативно-разыскной деятельности и о выдаче техники Алферову», — рассказал адвокат.

Трепашкин добавил, что санкционировал проведение оперативно-разыскных мероприятий заместитель бывшего главы антикоррупционного главка МВД Борис Колесников, который в ходе следствия по делу Сугробова и его коллег покончил с собой. «Погибший дружил с нашим псевдопотерпевшим Романенко», — отметил защитник.

Стиль работы

По словам Михаила Трепашкина, еще при создании ГУЭБ и ПК он предостерегал общество о том, что данная структура опасна, так как «ее работа построена на провокации людей и фальсификации уголовных дел». «Однако Сугробов был не первым, он пришел на уже подготовленную почву. Такой стиль работы предлагал в 2010-м или 2011 годах бывший глава МВД Рашид Нургалиев. Он даже обращался в Госдуму с идеей узаконивания провокации как метода оперативно-разыскной деятельности. Она не нашла поддержку депутатов, но Сугробов, еще будучи начальником 10-го оперативно-разыскного бюро Департамента экономической безопасности МВД (прежнее название ГУЭБ и ПК), усвоил идею и, когда стал начальником, продолжил так работать, пока не нарвался», — сказал Трепашкин.

Он считает, что прекращение уголовного дела Черенкова и Похилюка будет его закономерным итогом. После этого фигуранты получат право на реабилитацию. Они смогут подать иск к государству о выплате компенсации вследствие незаконного уголовного преследования.

Интересно, что Сергей Похилюк уже ранее попадал в «оборот» к сотрудникам ГУЭБ и ПК. В 2011 году он получил семь месяцев колонии за то, что предложил другому столичному бизнесмену купить за 1 млн евро должность директора федерального управления автомобильных дорог «Сибирь».

Тогда посредником между Похилюком и покупателем выступал другой агент «сугробовцев» Александр Леонов. После масштабной операции по задержанию сотрудников антикоррупционного главка МВД он признался, выступал провокатором в деле о попытке получить взятку в 5 млн рублей тремя сотрудниками мэрии Смоленска. В октябре 2014 года Ленинский суд Смоленска в особом порядке рассмотрел дело Леонова, приговорив его к пяти годам лишения свободы условно. Что же касается Дениса Сугробова, то приговор ему будет вынесен уже в новом году.