Владимир Путин дал интервью японским журналистам, в котором заявил, что Россия не против безвизового режима для японских граждан, желающих посетить Курильские острова. Российско-японские переговоры настолько чувствительная тема, что никаких предварительных заявлений — по содержанию — нет. Помощник президента Юрий Ушаков впервые нарушил традицию: Путин и Абэ могут договориться о совместной хозяйственной деятельности на Курилах. Под этим надо понимать инвестиции и доступ компаний к работе на островах, объяснил Ушаков. Ровно с таким же предложением 18 лет назад к японцам обратился тогда премьер-министр Евгений Примаков. Токио был против, почему, объясняет ведущий научный сотрудник японского центра Института Дальнего Востока Виктор Павлятенко:

Виктор Павлятенко ведущий научный сотрудник японского центра Института Дальнего Востока «Японцы тогда на это не пошли по одной простой причине, потому что Примаков предлагал сотрудничать и не более, а Абэ и сегодняшняя команда предлагают не просто сотрудничать, а, прежде всего, изменить административный статус пребывания японцев на этих островах. Очевидно, что стороны пока к какой-то договоренности не пришли».

Но как раз эти договоренности и могут быть достигнуты во время визита Путина в Японию. Президент не видит никаких политических ограничений для снятия визового режима. Это вопрос технический — работа для министров иностранных дел, сказал Путин японским журналистам. Открытие островов можно рассматривать как уступку Москвы, но что Токио готов предоставить взамен? Ответ скрывается, по словам Ушакова, в пятнадцати важнейших коммерческих соглашениях, которые стороны намерены подписать во время визита российского президента. Подробностей на этот счет не было. Насколько равноценным будет обмен Москвы и Токио, рассуждает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.

Федор Лукьянов председатель Президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» «Судя по тому, что Ушаков об этом говорит, скорее всего, что-то подобное будет. Для японцев, которые против компромиссов с Россией — это плохая новость, потому что они в этом увидят некое преддверие договоренностей и уступок. Для тех, кто «за» — этого мало, потому что ожидают большего. Для России это пока никак. Чувствительная тема, связанная с уступками, она, строго говоря, тут не затрагивается».

Даже небольшое движение в переговорах по Курилам рассматривается как важный шаг в отношениях России и Японии. Москва заинтересована в заключении мирного договора и, вероятно, готова вернуться к декларации 1956 года. По этому документу Токио может рассчитывать на два небольших острова в Тихом океане: Хабомаи и Шикотан, но только после подписания мирного договора. Эти территории не имеют значимого экономического и стратегического смысла. Два больших острова — Итуруп и Кунашир — в любом случае остаются в России. Они перекрывают вход в Охотское море, делают его внутренним водоемом и имеют геополитическое значение. На переговорах Путин и Абэ могут еще раз обсудить эту формулу, но ждать здесь прорыва весьма преждевременно. Начинать надо с виз и инвестиций.