Российские власти начали развертывание систем противовоздушной обороны С-400 вокруг Москвы в ответ на прибытие американской бронетехники и войск в рамках усиления восточного фланга НАТО, высказывает мнение эксперт Михаэль Ламбер на портале Аtlantico. Это символический ответ Москвы на присутствие войск НАТО в Польше и странах Балтии. В свою очередь, силы альянса развернуты из опасений военного вторжения России. Если резюмировать, то обе стороны опасаются военного вмешательства друг друга, хотя в реальности, похоже, никто не намерен раздувать вооруженный конфликт.

Выбор развертывания С-400 вокруг Москвы, а не Петербурга символичен тем, что стратегически ни один самолет НАТО не осмелится нарушить границу, а тем более приблизиться к российской столице. Выбор же С-400, которая является самой современной системой ПВО, имеет целью продемонстрировать: страна остается мировой державой, способной соперничать в военной области с крупнейшими странами Европы и Америки. Кроме того, развертывание С-400 является сильнейшим пиаром для экспортного продукта, а также его предыдущей версии С-300 на фоне того, что Россия стала третьим крупнейшим экспортером оружия в мире после США и Франции.

Таким образом, размещение С-400 вокруг столицы имеет целью подстегнуть их продажи основным партнерам, в частности, Китаю, Индии, всем странам Центральной Азии, Армении, Ирану и Сирии. Высокотехнологичный продукт отвечает запросам основных клиентов, имея значительное преимущество в доступной цене и мобильности. Усиливая ПВО, эти страны избавляются от необходимости постоянно модернизировать военно-воздушные силы, делая ставку на оборонительную стратегию. Москва же за скромные деньги демонстрирует качество своего военно-промышленного комплекса.

Конфликт в Сирии послужил поводом испытать новую российскую технику в реальных условиях и стал серьезным аргументом ее экспорта. Конфликт также помог Министерству обороны РФ избавиться от оружия советских времен и обновить свой арсенал. Например, старые советские штурмовики Су-24 были постепенно заменены на более современную технику, позволяющую России подтвердить статус военной сверхдержавы.