Приговор участникам скандальных «гонок» на Gelandewagen 15 февраля вступил в законную силу: Мосгорсуд признал его законным, отклонив представление прокуратуры. Обвинение было не согласно со слишком мягким наказанием. В ближайшее время станет ясно, как именно сын вице-президента ЛУКОЙЛа и его друг будут отрабатывать 300 часов обязательных работ.

Перед процессом возле здания суда толпились около полусотни человек и стояли три полицейских автобуса. Однако оказалось, что люди пришли поддержать фигурантов совершенно другого дела. Процесс же над «золотой молодежью» не вызвал ажиотажа, и в зале даже остались свободные места.

Главный фигурант дела, 21-летний сын вице-президента компании ЛУКОЙЛ Руслан Шамсуаров, предстал перед судом второй инстанции одетый по-деловому — в черном пиджаке и белой рубашке. Двое других экс-подсудимых, 24-летний Абдувахоб Маджидов и 26-летний Виктор Усков, выглядели попроще — в джинсах и свитерах, причем Усков чуть не опоздал на процесс и в последний момент буквально влетел в зал суда.

В апелляционном представлении прокуратура Москвы просила отменить приговор Гагаринского суда столицы. 17 октября прошлого года он признал виновными Руслана Шамсуарова и Виктора Ускова в оскорблении полицейских (ст. 319 УК РФ) и приговорил каждого к 300 часам обязательных работ. Обвинение подсудимым по статье ст. 318 УК РФ (угроза применения насилия к представителю власти) суд счел излишне вмененным. Третий фигурант дела Абдувахоб Маджидов был полностью оправдан. Gelandewagen стоимостью 11 млн рублей суд конфисковал в доход государства.

Крутые повороты

«Гонки» на Mercedes-Benz Gelandеwagen произошли под утро 22 мая 2016 года. Находившиеся во внедорожнике Руслан Шамсуаров, Виктор Усков и Абдувахоб Маджидов грубо нарушили правила дорожного движения на Ленинском проспекте столицы.

Молодые люди мчались на высокой скорости, пересекая сплошные полосы разметки, выезжали на тротуары и газоны, создавали опасные ситуации. Одновременно с этим они транслировали происходящее в Интернете и отпускали нецензурные замечания в адрес стражей порядка.

За рулем машины был известный в стритрейсерских кругах Абдувахоб Маджидов, а владельцем дорогостоящей иномарки являлся Руслан Шамсуаров — студент третьего курса Института нефти и газа имени Губкина. В тот вечер он выпил и поэтому не сел за руль внедорожника.

Сначала молодых людей отпустили, выписав административные штрафы. Однако после того как инцидент вызвал широкий общественный резонанс, им назначили административные аресты, а после завели и уголовное дело.

Кстати, в автомобиле в тот вечер находились еще двое: небезызвестная Мара Багдасарян, которая прославилась десятками неоплаченных штрафов, а также некий Магомед Татарашвили. Последний скрылся от следствия и был объявлен в розыск.

Доводы прокуратуры

Прокуратура утверждала, что выводы суда противоречат обстоятельствам уголовного дела, а суд неправильно применил уголовно-процессуальный закон. «В ходе судебного процесса установлено: подсудимые заведомо знали, что за ними движутся автомобили сотрудников ДПС, они осознавали и желали создать угрозу жизни представителей власти, совершали опасные маневры», — говорилось в тексте озвученного судом апелляционного представления.

По мнению гособвинения, фигурантов следовало осудить по двум статьям УК. Также прокурор был не согласен с тем, что судья Ольга Зельдина полностью оправдала Абдувахоба Маджидова. Он был уверен в том, что водитель «находился в сговоре с Шамсуаровым, а и их действия носили согласованный характер». В представлении также отмечалось, что молодой человек сел за руль, будучи лишенным водительских прав, а его преступные действия выразились в «агрессивном управлении автомобилем». «Приговор является незаконным и необоснованным. Прошу его отменить, а дело направить в Гагаринский суд Москвы на новое рассмотрение», — лаконично выступил представитель прокуратуры.

Адвокат Евгений Черноусов, представлявший интересы потерпевших — четверых сотрудников ДПС 3-го батальона на спецтрассе, был солидарен с прокурором. Он говорил о важности службы стражей порядка. «На инструктаже полицейским говорят: когда машина без номеров движется на большой скорости, нужно предполагать самое тяжкое — что в ней находятся террористы. Вот они и приняли меры к задержанию», — сказал юрист.

По его словам, полицейские чувствовали угрозу своей жизни, ведь лихие маневры были очень опасны. «Суд первой инстанции совершил ошибку, приняв сторону тех, кто сидел в машине», — заявил Евгений Черноусов. Он призвал суд поставить себя на место стражей порядка, которые преследовали нарушителей «на протяжении пяти или шести часов».

В свою очередь, осужденные и их адвокаты просили оставить приговор без изменения, а представление прокуратуры — без удовлетворения. «Приговор, безусловно, законен и справедлив. Нарушений, влекущих отмену приговора, решительно нет», — убеждал судью защитник Шамсуарова Михаил Доломанов. При этом он заметил, что считает вердикт довольно «суровым, но справедливым».

Адвокат подчеркнул, что «не было никаких шести часов гонок», а сама погоня уложилась всего в 13 минут, которые и были зафиксированы на видео. Во время выступления защитников Шамсуарова случился казус: конвой по ошибке завел в зал суда кого-то из арестованных по другому делу, чем вызвал сильное удивление присутствующих.

Как подчеркивал защитник Виктора Ускова, действия водителя были направлены на то, чтобы уйти от погони, а не ранить полицейских. В этой связи он назвал выводы судьи районного суда верными.

Его мнения разделяла защитница Маджидова Татьяна Алебердинова. Она уверяла: ее клиент вообще не знал, что ведется прямая трансляция гонок в Сети. Юноша сосредоточился на вождении автомобиля и никого не оскорблял. Непечатные выражения звучали только из уст Шамсуарова, Ускова и Татарашвили.

«Заслуженное наказание»

Сами фигуранты были немногословны. Так, Абдувахоб Маджидов заявил, что не совершал уголовных деяний. «Я согласен, что в моих деяниях есть состав административного правонарушения, за что я уже понес наказание», — сказал молодой человек, вспомнив административный арест. Он и Вадим Усков повторно принесли извинения полицейским за нецензурную брань.

Руслан Шамсуаров в последнем слове сказал, что сделал некие «выводы» из случившегося, а он и его товарищи «понесли заслуженное наказание». «Я хотел бы попросить, чтобы при принятии решения вы не учитывали искусственно созданную СМИ шумиху и чтобы все было справедливо», — обратился он к судье.

Вадим Усков посетовал, что до сих пор «недоумевает», почему его потребовали признать виновным в угрозе применения насилия к полицейским. Молодой человек, который в 2016 году успел получить условную судимость за покушение на кражу, признал, что «оступился еще раз», но просил дать ему «шанс реабилитироваться перед обществом».

Пробыв в совещательной комнате десять минут, судья Ирина Хорлина не нашла оснований для отмены приговора: с 15 февраля он вступает в законную силу. В ближайшее время уголовно-исполнительная инспекция определится, как осужденным следует отрабатывать 300 часов обязательных работ. Их подруге Маре Багдасарян за десятки неоплаченных штрафов поручили бумажную работу.

Тем временем Евгений Черноусов заявил, что потерпевшие не смирятся с исходом дела. «Даже если прокуратура не будет обжаловать приговор в порядке надзора, мы сами подадим кассационное представление и при необходимости дойдем до Верховного суда», — пообещал Business FM представитель потерпевших.