Кризис сделал вымогательство пристойным и даже где-то почетным делом. Не попросить сегодня у бюджета миллиард-другой долларов — на поддержание, на развитие, на сохранение — значит оказаться в стороне от мейн-стрима. Мнение Михаила Бергера.

Поддержка банков, строительной отрасли, зернопроизводства, стратегических предприятий — в этом списке нет точки. Очевидно необходимое участие государства в спасении банковского сектора, не столь очевидная бюджетная поддержка отдельных корпораций сделали процесс обращения за бюджетными деньгами совершенно рутинным. Причем масштаб запросов сопоставим с масштабом кризиса. Самая мелкая купюра — миллиард долларов. Два-три миллиарда долларов на поддержку «АвтоВАЗа», около восьми — на господдержку авиастроения, около пяти — на судостроение. И в каждом случае убедительнейшие аргументы: кризис, самим не выбраться, много людей занято, стратегическая отрасль... Как не встать в эту очередь?

На днях в ней обозначились кинематографисты. Они повстречались с премьером Владимиром Путиным и, естественно, попросили денег. Почему надо помогать кино? Вроде людей там занято не так много, как, скажем в строительстве или аграрном секторе. Невыход новых кинолент или сериалов грозит подорвать социальную стабильность? Не очень в это верится.

У кино очень влиятельные лоббисты, которые с удовольствием эксплуатируют даже не столько тему кризиса, сколько тезис: «Догнать и перегнать Голливуд».

Правительство, сочувствуя поставленной задаче, готово выдать кинематографистам 4,9 миллиарда рублей в 2010 году, что вдвое больше, чем в году нынешнем. Но разве это деньги? Главный кинематографист Никита Михалков объяснил премьеру, что на эти скромные деньги можно только поддержать киноиндустрию. А вот чтобы поднять, нужен миллиард долларов. Если дадут миллиард долларов, считает Михалков, лет через восемь–десять кино вообще обойдется без бюджетных денег.

Наивный вопрос: почему производство кино, которое продается потребителям за деньги, а не раздается бесплатно, должно оплачиваться налогоплательщиками? Ведь речь идет не о документальных или учебных фильмах. Бюджетные деньги хотят получать производители коммерческого кино. А чем, по сути, производство коммерческого кино отличается от производства мебели, например? Не та социальная роль, что у кино? Типа, кино смотрят миллионы... Да ведь и на кроватях спят не единицы, а тоже миллионы и десятки миллионов людей. И делают это чаще, чем ходят в кино. Почему бы на этом основании не дать мебельщикам на развитие миллиард-другой долларов?

Наивный вопрос — наивный ответ. Государству, по большому счету, все равно, какого качества и стиля мебель предлагают потребителям. Это дело двусторонних отношений продавца и покупателя. Совсем другая история с кино. И глава Союза кинематографистов это отлично понимает. Он говорит, что если запрашиваемые деньги распределить поровну между пятью-семью продюсерскими фирмами, то они дадут продукцию, которая устроит государство.

В отношении кинематографа, в отличие от мебельной фабрики, у государства есть стилистический и содержательный запрос. И на этот запрос у кинопроизводителей есть ответ: дайте денег и получите то, что вам понравится.