Дешевый газ Минску не нужен. Нужно, чтобы Россия выполняла взятые на себя обязательства. Об этом заявил президент Белоруссии. Как выразился Лукашенко, «наши отношения с Россией — это не бухгалтерия». Он также пригрозил, что если Минск будет платить за газ по европейским ценам, то Москве это дорого обойдется. Пресс-секретарь российского премьера Наталья Тимакова ответила белорусскому президенту, что «любые политико-экономические отношения, даже с таким близким партнером, как Белоруссия, — это всегда бухгалтерия». Она также напомнила, что «объем кредитов, полученных от России белорусскими партнерами, превышает 6 млрд долларов». «Неплохо бы и руководству Белоруссии помнить об этом», — добавила Тимакова.

Что стоит за новой резкой риторикой Лукашенко? Возмущение белорусского президента вызвали недавние заявления российского премьера на встрече глав правительств стран ЕврАзЭС в Бишкеке. Тогда Дмитрий Медведев раскритиковал белорусского коллегу, сделавшего ряд жестких заявлений в адрес Москвы. «Здесь никто никого насильно не держит», — сказал Медведев и напомнил, по какой цене покупает российский газ Белоруссия, а по какой — другие страны Европы. Лукашенко ответил премьер-министру России заочно, на второй день после встречи в Бишкеке:

Александр Лукашенко президент Республики Беларусь «Меня больше всего удивили заявления моего закоренелого друга Медведева о том, что нас, кстати, уже пугать начинают: газ мы будем природный покупать по европейским ценам, типа того, что будете платить не 150, а 200 долларов. Я тоже не хочу в детали вникать, но Медведев должен понимать: если мы будем платить, как в Европе, то кое за что ему тоже придется заплатить, и цена будет неимоверно выше, нежели цена на природный газ».

По словам политологов, одна из причин таких жестких высказываний Лукашенко — внутренняя, чисто белорусская. После прокатившихся по стране массовых акций протеста президент был вынужден отложить на год взимание сбора с тунеядцев. Уступить сейчас Москве в нефтегазовом споре — значит, продемонстрировать слабость, и Лукашенко не может себе этого позволить. Что стоит за словами белорусского президента о том, что российский премьер может дорого заплатить за отказ снизить цену на газ, рассуждает белорусский политолог, аналитик компании «БелаПАН» Александр Класковский:

Александр Класковский аналитик компании «БелаПАН» «Можно сказать, что официальный белорусский лидер повышает ставки в этом споре, в этом конфликте даже, потому что зазвучали такие слова, как «нас не поставят на колени», снова было упоминание о том, что Белоруссия потеряла людей в годы Второй мировой войны и так далее. Сделан намек на большое стратегическое значение белорусского плацдарма, когда прозвучали фразы о том, что не все измеряется бухгалтерией, и если Россия будет держать высокую цену, она может потерять больше».

Лукашенко постоянно напоминает, что страны Таможенного союза обязались не позднее 1 января 2015 года перейти на равнодоходные цены на газ. С 2016 года Белоруссия в одностороннем порядке снизила цену на российское топливо. В Москве настаивают на оплате по контрактной цене. В конце января вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что Белоруссия задолжала за поставленный газ свыше полумиллиарда долларов. Москва также недовольна тем, что Минск не возвращает в полном объеме нефтепродукты, полученные из российского сырья, а вместо этого продает бензин европейцам. В Минске, в свою очередь, обвиняют российскую сторону в снижении объемов поставок нефти.

Среди других проблем — импорт в Россию попавших под контрсанкции европейских продуктов, а также претензии к качеству белорусского мяса и молочной продукции, которые возникли у Россельхознадзора. Кстати, сам Лукашенко недавно потребовал возбудить против главы российского ведомства Сергея Данкверта уголовное дело. На этот раз Москва не поддастся шантажу, считает профессор Высшей школы экономики Николай Петров:

Николай Петров профессор Высшей школы экономики «Белоруссия, не обладая ресурсами и живя отчасти на ренту с российских ресурсов, пытается ставить вопрос о том, что она многое делает на льготных условиях как союзник Москвы. Это, в первую очередь, связано с военным сотрудничеством. Сегодня Лукашенко оказался в сложной ситуации, когда Кремль, похоже, готов продавить свою позицию, в отличие от многочисленных случаев, которые имели место ранее, когда вот такого рода шантаж со стороны белорусских властей оказывался эффективным».

Уже через несколько часов после того, как Лукашенко выступил с угрозами в адрес Москвы, стало известно, что заседание белорусско-российской межведомственной группы по вопросам пограничной политики отложено по инициативе Москвы. Встреча должна была состояться в середине марта в Гродно, новая дата пока не определена.

Возможно, каких-то подвижек в отношениях Минска и Москвы стоит ожидать лишь после личной встречи президентов. Когда она состоится, непонятно. Предыдущая прошла в ноябре 2016 года, тогда Владимир Путин и Александр Лукашенко беседовали несколько часов, но ни о чем не договорились. В декабре Лукашенко отказался принимать участие в саммитах Евразийского экономического совета и ОДКБ в Санкт-Петербурге, а в феврале, когда он приехал в Сочи, у российского президента не нашлось времени в графике для встречи с белорусским коллегой.