Пророссийские настроения трех кандидатов в президенты Франции вызывают вопросы, полагает портал Slate. «Я хочу быть президентом мира и созвать конференцию по безопасности от Атлантики до Урала. Следует вновь обсудить все границы, образовавшиеся после распада Советского Союза. Не стоит вооружаться до зубов против России, лучше обсуждать вопросы», — заявил 20 марта Жан-Люк Меланшон в ходе дебатов между пятью основными кандидатами.

Франсуа Фийон присоединился к этим словам и добавил: «Мы сами изменяли границы». «Но не силой!» — прервал его один из журналистов. «Именно силой, например, в Косово, — продолжил кандидат. — Потому что мы, граждане Запада, думаем, что можем совершать все: оккупировать Ирак, устанавливать порядок в любой части планеты во имя свободы. Существует фундаментальный принцип права народов самостоятельно решать свою судьбу. Существуют границы, которые были установлены в неприемлемых условиях, поэтому нельзя отказываться от обсуждения».

Марин Ле Пен не высказалась по этому вопросу, но ее позиция давно известна. Еще 3 января она заявила в интервью, что «абсолютно не верит в незаконную аннексию Крыма». По ее словам, там был референдум, на котором население высказалось за присоединение к России. Эту же мысль она подтвердила в интервью российским СМИ после ряда заявлений в пользу России.

Таким образом, три из пяти главных кандидатов в президенты находят два объяснения внешней политики России и нынешней напряженности в отношениях: во-первых, двойные стандарты Запада по отношению к Москве, во-вторых, проблема границ России с соседями, которые следовало бы пересмотреть после окончания «холодной войны». На это не согласился Запад, не отказывая себе, впрочем, при желании пересматривать границы в Европе, как, например, в Косово.

Предложение Меланшона вряд ли может иметь практические последствия. По мнению автора, идея конференции по пересмотру границ на постсоветском пространстве несерьезна, поскольку все государства, рискующие пострадать, откажутся от всякого обсуждения. В их число входят соседи России, в том числе Украина, Молдавия, страны Балтии, Грузия и Азербайджан. В конце концов, Россия, имеющая серьезную дипломатию, сама никогда не примет подобного предложения: это может представить ее как нарушителя границ, что приведет в ужас соседей, которым придется создавать антироссийский союз.