Французская президентская гонка вышла на финишную прямую — избирательные участки откроются утром в воскресенье. Накануне важнейших для Евросоюза выборов во Франции рейтинги кандидатов оказались практически равны. При этом за каждого из четырех основных кандидатов — центриста Макрона, националистку Ле Пен, республиканца Фийона и коммуниста Меланшона — готовы проголосовать примерно по 20% французов.

Выборы, которые могут стать концом Евросоюза, а могут и не стать, — делать прогнозы практически невозможно. Примерно так пишут о французской гонке международные СМИ. Как минимум два из четырех основных кандидатов — Меланшон и Ле Пен — крайне скептически настроены по отношению к ЕС и еврозоне.

Рейтинги лидеров находятся в пределах статистической погрешности: Макрон — 23%, Ле Пен — 22%, Фийон и Меланшон — по 19%. Можно ли в такой ситуации делать хоть какие-то прогнозы, рассуждает макростратегический аналитик Deutsche Bank Securities Себастьен Гали в интервью Bloomberg:

Себастьен Гали макростратегический аналитик Deutsche Bank Securities «Вопрос в том, рассматривать ли именно рейтинги, выходящие сегодня, или же настроения французов на настоящий момент. Данные социологов выходят с задержкой. Пока что рынок ожидает победу в первом туре Эммануэля Макрона и Марин Ле Пен, однако небольшие вероятности есть и у Меланшона, и у Фийона. Стоит помнить и о том, что в истории Франции было предостаточно революций, так что французы склонны к социальным потрясениям. Именно на страсти к чему-то радикально новому и играет Меланшон, причем очень успешно. Ле Пен уже не воспринимается как главный протестный кандидат. Проблема в том, что он коммунист, хотя и очень богат. Если люди начнут задумываться об этом, он потеряет поддержку».

Рынки, наученные «Брекзитом» и Трампом, опасаются нового «черного лебедя». Goldman Sachs рекомендует продавать французские облигации, Pacific Investment Holdings советует хеджировать риски, продавая евро за швейцарские франки. Хотя в воскресенье пройдет только первый тур выборов, и шансов на однозначную победу нет ни у кого, это не исключает катастрофического сценария, говорит заведующий сектором стратегических оценок ИМЭМО РАН Сергей Уткин.

Сергей Уткин заведующий сектором стратегических оценок ИМЭМО РАН «Самый кошмарный вариант для французского политического мейнстрима — когда во втором туре могут оказаться Марин Ле Пен и Меланшон. То есть либо представитель крайней правой партии, либо представитель крайней левой партии. В этом смысле, у Макрона, наверное, появляется больше даже возможности консолидировать поддержку, потому что он рассматривается, как одна из основных, если не единственная надежда на то, что такой сценарий не реализуется. Раньше, скорее, ставка могла делаться на Фийона, но слишком для многих голосование за него окажется невозможным вследствие скандального флера, который сформировался уже в ходе кампании».

За французскими выборами наблюдает весь мир. Удастся ли истэблишменту хотя бы во Франции отбить наступление популизма, или же правая политическая волна продолжит трансформировать Запад? Кого выберут французы: еврооптимиста Макрона, призывающего создать Совет безопасности Европы; сторонника снятия антироссийских санкций Фийона, стремящегося к партнерству с Москвой; или националистку и сторонницу выхода из ЕС и еврозоны Ле Пен? А что, если победит коммунист Меланшон, обещавший легализовать марихуану, расселить всех бездомных и ввести семь дополнительных выходных? Узнаем в это воскресенье и через две недели, 7 мая.