Банки могут привлечь ипотечных заемщиков, переманив их у конкурентов или выбрав из числа новичков. В части снижения ставки их возможности ограничены, да и тягаться со Сбербанком почти нереально. Но есть и другие инструменты.

Могут ли кредитные учреждения в погоне за клиентами, например, поиграть со своим аппетитом к риску? На XV Всероссийской конференции «Ипотечное кредитование в России» прозвучало мнение о том, что за время работы ипотеки с господдержкой банки слегка расслабились. Косвенно эту точку зрения подтверждает рассказ главы департамента ипотечного кредитования группы компаний Kaskad Development Анны Борисовой.

В конце 2016 года, когда программа госсубсидирования ипотеки подходила к концу и было совершенно неочевидно, что ее продлят, Kaskad обратилась в несколько банков с вопросом, какие ипотечные ставки предлагать клиентам в новом году. Ответ дал один Сбербанк, а остальные еще месяц-полтора думали. Расслабились, однозначно. Но даже если это так, сейчас все уже пришли в норму и неконтролируемым ипотечным аппетитом явно не страдают.

Зато очень перспективной выглядит тема массового перехода банков на новые технологии, создания программного обеспечения для совершения ипотечных сделок и в перспективе появления единого программного и информационного пространства, которое охватывало бы все кредитные этапы и объединяло бы клиентов, риелторов, банки, застройщиков, нотариусов и страховщиков. А пока каждый крупный банк действует в одиночку. Среди знаковых личных достижений — запущенный в январе сервис Сбербанка «ДомКлик»: теперь подача интернет-заявки на ипотеку занимает три минуты — приятный бюрократический бонус.