Обновлено 14:27

Иск экс-супруги Владимира Потанина к миллиардеру на 850 млрд рублей начнут рассматривать в Пресненском суде столицы 14 июня. Наталия Потанина требует признать общим имуществом и разделить акции компаний Pharanco, Bektanco, Decoso и Lovenco, а также «Норникеля» и «Полюс Золота», и взыскать с бывшего мужа денежную компенсацию за причитающуюся ей долю.

Адвокаты Наталии Потаниной сообщили Forbes, что иск был подан из-за того, что суд так и не разделил между бывшими супругами эти акции, которыми владеет Владимир Потанин. Есть ли шансы отсудить эту колоссальную сумму?

Александр Трещев полномочный представитель Адвокатской палаты Европейского союза в России «Они прожили в браке больше 30 лет. Что признается совместно нажитым имуществом? Когда они познакомились, они были студентами, у них ничего не было. На момент расставания Потанин входил в число первой десятки миллиардеров, его состояние оценивалось по-разному. На сегодня оно оценивается в 14 с чем-то миллиардов долларов. При разводе супруги должны при отсутствии брачного контракта между ними разделить все нажитое совместно пополам. Жена Потанина получила 380 млн рублей и какие-то земельные участки в Подмосковье, что не могло быть равной долей в 50% от всего благосостояния, которое было непосильно нажито Потаниным, потому что большую часть своих основных активов, таких как «Норникель», «Полюс Золото», он вывел в офшоры, куда-то на благотворительность, и российский суд по непонятной причине не стал тратить большое количество времени, устанавливать юридически значимые факты, кому же на самом деле это принадлежит, а самое главное — кто является выгодоприобретателем. Сейчас, потратив время со своими адвокатами, жене Потанина удалось установить четыре офшорные компании, на которых оформлены вот эти основные активы, которые не вошли в раздел имущества. Она пыталась судиться в западных судах, насколько я помню, в Нью-Йорке, в Лондоне, пока у нее не получалось, а сейчас, я считаю, есть великие шансы. Как только ты устанавливаешь, на какие офшорные компании оформлены активы, тогда все становится проще по одной простой причине: сегодня она подала в российский суд, завтра она, подаст в суд в Нью-Йорке и попросит разрешения заморозить все активы, оформленные на эти компании, а самое главное, получит разрешение у американского суда начать розыск активов бывшего супруга. Да, это уже совершенно другая легальная процедура, поэтому я считаю, что шансы ее достаточно высоки. Самое главное — она это делает в строгом соответствии с законом».

Все шансы у Наталии Потаниной по крайней мере отсудить денежную компенсацию налицо, однако дело будет явно долгим, и перспективы его в нашей стране даже в случае выигрыша суда тоже остаются туманными, считает юрист МКА «Князев и партнеры» Мария Рулькова.

Мария Рулькова юрист МКА «Князев и партнеры» «Надо доказать, что акции были приобретены в период брака, принадлежат ответчику и также, что они находятся сейчас в наличии, никому не проданы, не переданы и так далее, то есть не отчуждены. Безусловно, несмотря на то, что сумма очень огромная, шансы должны быть. Если данные условия будут доказаны со стороны истца, то она может рассчитывать и на половину доли, и на компенсацию. Конечно, ответчик может уклоняться от выполнения решения суда, может не выплачивать каким-то образом, может скрыть это имущество, здесь уже вопрос больше в компетенции адвоката-представителя и вообще в работе судебных исполнительных органов. Сложно заранее говорить, насколько много у нее шансов именно в реальности получить имущество по решению суда, даже если оно будет. Но то, что это дело будет довольно долгим, очевидно, поскольку по таким вопросам суд должен удостовериться и истребовать все документы в отношении данного имущества, а речь идет об акциях заграничных компаний».

Супруги развелись в феврале 2014 года. Тогда Потанина получила три земельных участка, два дома в Подмосковье и компенсацию в 375 млн рублей за квартиру в Скатертном переулке. Суд также обязал российского миллиардера выплачивать алименты в размере четвертой части от своего заработка на содержание сына.