Причиной катастрофы военного Ту-154 над Черным морем стала ошибка экипажа. По заявлению Минобороны, командир лайнера потерял пространственную ориентировку, что привело к «его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном».

Как сообщает газета «Коммерсантъ», командир Роман Волков «стал испытывать затруднения в определении своего местоположения» еще на рулежке: якобы он не мог понять, с какой полосы ему взлетать и каким путем на нее лучше выезжать. Затем, при взлете, командир попал под действие соматогравитационных иллюзий, то есть доверился собственным ошибочным ощущениям.

Такая причина вполне правдоподобна, считает Герой России, начальник Летно-испытательного центра Государственного НИИ гражданской авиации Рубен Есаян.

Рубен Есаян начальник Летно-испытательного центра Государственного НИИ гражданской авиации «Есть такие приборы на самолете — авиагоризонты, которые показывают положение самолета в пространстве. Они взлетели, была еще ночь, прошли береговую черту и выскочили над морем. Наверху темно, и внизу море темное. Когда у него началось это шараханье, весь вопрос в том, что там же был еще экипаж. Командир себя на взлете так вел, а весь экипаж молчал, хотя в это время второй пилот должен был сказать «Что ты делаешь?», должен был сидеть в приборах. По схеме он должен разворачиваться вправо, выходить на берег и потом идти по трассе. Начинает разворачиваться влево — штурман молчит. Он должен был сказать, что наша схема не влево, а вправо. Все это привело вот к этому. Потом, когда он стал разворачиваться влево, превысил крен, у него сработала сигнализация «предельный крен», и он начал убирать крен вправо. Вначале влево пошел, за 30 перевалил, потом вправо. На всех самолетах есть такое понятие — технология работы экипажа. Второй пилот все это видел. Если он видел, что командир неадекватен, должен был вмешаться в управление. Такое нарушение ориентировки в полете нечасто, но бывает. Бывает, когда ты отвлекся, не туда посмотрел, а второй летчик не уследил, не подсказал».

В то же время бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов не согласен с выводами Минобороны:

Александр Романов специалист по безопасности полетов, бывший командир воздушного судна «Как всегда валят на экипаж. Если не могут разобраться, в чем причина, валят на пространственную ориентацию, потерю визуальной, пространственной ориентации у командира. Как пилот я это не воспринимаю, потому что есть три авиагоризонта, которые прекрасно все показывают, люди смотрят на них. Если вдруг отказали все три авиагоризонта вместе с резервным, то это уже не потеря пространственной ориентации, это уже отказ авиационной техники. Поэтому я с этими выводами не согласен, но сделать в данном случае что-то сложно. На взлете никто не смотрит ни на звезды, ни на море — все смотрят на приборы, и больше ничего».

В Минобороны не исключили другие версии, такие как некачественное топливо, нарушение в рассадке пассажиров и размещении груза, а также воздействие на самолет внешних факторов.

Ту-154 разбился 25 декабря прошлого года. На борту самолета находились 92 человека, большинство из них — артисты ансамбля имени Александрова. Также в числе пассажиров были глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка и журналисты.