Немецкий производитель джинсовой одежды Mustang Jeans принял решение работать на российском рынке самостоятельно. Сегодня отрылся первый из фирменных магазинов компании — в торговом центре «Атриум» на Земляном валу. Второй, в торговом центре «Метрополис» на Ленинградском шоссе, должен открыться до Нового года.

Таким образом, компания Mustang Jeans стала очередным западным производителем одежды, отказавшимся от сотрудничества с российским дистрибьютором. В данном случае — с торговой сетью «Джинсовая симфония». И теперь на российском сайте Mustang Jeans висит сообщение, что эти две компании более не являются партнерами — и этом единственное, что на нем можно прочитать.

При этом партнеры вместе проработали почти десять лет. Коммерческий директор «Джинсовой симфонии» Алексей Смирнов рассказал BFM.ru, что в 1998 году, почти сразу после первого российского финансового кризиса, компании заключили эксклюзивный дистрибьюторский контракт на представление марки в России. 31 декабря 2008 года его действие закончилось, и хотя Mustang продлил контракт еще на полгода, затем стороны пришли к решению расстаться.

Роберт Скэнлон, генеральный директор компании «Мустанг Рус», которая теперь полностью отвечает за продажи бренда в России, не стал комментировать BFM.ru ситуацию с «Джинсовой симфонией», однако отметил, что решение об открытии собственных магазинов обусловлено большим потенциалом, который менеджмент компании видит сейчас на российском рынке.

Почему расстаются с дистрибуторами

По данным Алексея Смирнова, к лету 2009 года российские продажи Mustang Jeans составляли 10% от объема мировых продаж компании.

Эксперты полагают, что это хорошая отправная точка при смене модели работы. Как полагает владелец компании «Глория-Джинс» Владимир Мельников, ничего нет удивительного в том, что Mustang решил работать самостоятельно. «Скорее всего, — предполагает он, — головную компанию не устраивали объемы закупок у производителя и продаж дистрибутором».

Владимир Мельников отмечает, что в среднем компания, которая сама представляет бренд на рынке, зарабатывает в 2-3 раза больше, чем работающая с посредниками. А поскольку в кризис цена денег выросла неимоверно, неудивительно, что сейчас многие зарубежные производители меняют схему своей работы в России, отказываясь от былого сотрудничества с местными партнерами.

Прежде всего, это позволяет сэкономить на логистике. Поработав на рынке несколько лет через дистрибьютора или франчайзи, производитель начинает понимать объемы и периоды повышенного спроса и соответственно планировать поставки и производство. Разумеется, при прямой работе бренд также находится под большим контролем.

Кроме того, указывают эксперты, работа через таких дистрибуторов, как мультибрендовые сети, каковой является и «Джинсовая симфония», чревата тем, что местный партнер обычно настаивает на эксклюзивной дистрибуции в городе, регионе или даже во всей стране, но при этом его возможности по открытию новых торговых площадей находятся вне контроля поставщика.

«По большому счету, никакого интереса в том, чтобы марка была представлена как в можно большем числе магазинов, у такого «формального дистрибьютора» нет, — говорит директор компании Esper Group Екатерина Петухова. — Это перекрывает потенциальный рост объемов продаж, возможный в том случае, если бы марка была представлена через шоу-рум или другой независимый канал».

Так поступают все производители

Екатерина Петухова полагает переход зарубежных производителей на прямые методы работы вполне закономерным процессом развития российского модного рынка. Выход на новый, пусть и очень привлекательный рынок — процесс высокозатратный, поясняет эксперт, поэтому дальновиднее выйти на новый рынок через «посредника», вникнуть во все локальные бизнес-процессы, а затем продолжить развитие на нем самостоятельно, если рынок доказал свою перспективность.

Как указывает Екатерина Петухова, почти все крупные одежные компании, работающие на российском рынке, прошли первый, самый сложный, этап в сотрудничестве с местным партнером, а потом, когда стадия роста была еще в разгаре, но основные процессы были уже отлажены, выкупили бизнес обратно.

Самый показательный пример в этом отношении — «Zara СНГ». Бренды из портфеля Inditex поначалу были розданы целому ряду компаний-посредников, но в итоге их все собрали под крылом российской дочки испанского холдинга. Владимир Мельников добавляет, что Zara сильно потратилась, выкупая марки обратно — около 41 млн долларов было выплачено посредникам.

Последний пример — решение Nike работать в России самостоятельно. В этом же ряду случаи New Yorker (выкупила существующую здесь сеть магазинов и начала управлять ею самостоятельно), а также поступившие аналогичным образом Promod, Mango и Mexx.

Впрочем, на ценниках в магазинах все эти перемены практически не отражаются — производители, выходящие на рынок напрямую, обычно оставляют цены прежними.

«У каждого бренда на рынке есть определенное ценовое позиционирование, идти ниже которого нелогично, — поясняет Екатерина Петухова. — Поэтому, если прямой выход на рынок и позволит сэкономить затраты, то они станут доходами компании, а не экономией потребителей».