Основатель Telegram Павел Дуров предоставил данные для регистрации мессенджера в России. На своей странице во «ВКонтакте» он написал, что не возражает против включения сервиса в реестр распространителей информации. Дуров добавил: публикуемые данные являются открытыми. Он продублировал их в своей публикации.

В то же время глава сервиса заявил, что его компания не будет исполнять «закон Яровой», который он назвал нереализуемым. Дуров добавил: при работе с Роскомнадзором он может обещать, что будет продолжать сотрудничество по удалению публичных материалов, связанных с пропагандой терроризма, наркотиков, призывами к насилию и детской порнографией. Как отметил предприниматель, если теперь Telegram заблокируют в России, то не потому, что мессенджер отказался регистрироваться.

Что все это означает на практике? Ситуацию для Business FM прокомментировал специалист по кибербезопасности, интернет-предприниматель Александр Литреев:

Александр Литреев специалист по кибербезопасности, интернет-предприниматель «Дуров не изменяет свою позицию и не идет ни на какое особое сотрудничество с Роскомнадзором и так далее, не предоставляет им абсолютно никаких уникальных прав. Все, что сделал Дуров — на своей странице «ВКонтакте» написал: мол, Роскомнадзор требует пять полей заполнить в анкете о компании владельца, вот Роскомнадзор может взять эти данные в открытом доступе. Но предоставлять какие-либо сведения о переписке пользователей, выдавать их личные персональные данные и выполнять вообще любые требования российских властей, идущие вразрез с политикой конфиденциальности Telegram, Павел Дуров и его команда не собирается. Юридические лица, внесенные в так называемый реестр организаторов распространения информации Роскомнадзора, обязаны хранить историю переписки и в течение полугода хранить всю переписку, потом передавать ее по первому требованию властей. Естественно, Павел Дуров этого делать не будет. Он просто как бы включается, похоже, в этот реестр организаторов распространения информации, но при этом отказывается выполнять обязанности, предусмотренные законом о выдаче персональных данных. Это вполне объяснимо, тут никакого эксклюзива Дуров российским властям в этом плане не предоставляет, как и никаким другим властям в мире. Александр Жаров, глава Роскомнадзора, он открестился от желания читать переписку пользователей и сказал то, что все, что ему нужно — это исключительно заполнить анкету о правообладателе и внестись в реестр организаторов распространения информации. Но вопрос юридически решен. Тут другой момент: действительно ли Жаров искренен в своих заявлениях и нет ли у него никаких желаний и потугов получить доступ, какой-либо контроль над Telegram? Вот это уже нам неизвестно, это знает только сам Александр Жаров. Но посмотрим, как будут развиваться события. С юридической точки зрения сейчас блокировка Telegram после предоставления этих данных будет просто не легитимной».

По закону у зарегестрированного распространителя информации есть обязательства. Он должен хранить логи сообщений в течение полугода, предоставлять спецслужбам ключи для расшифровки переписки, а с 2018 года — полгода хранить всю переписку. Ранее Павел Дуров именно из-за этих обязательств отказывается предоставлять данные Роскомнадзору.