Обновлено 4 июля 12:37

Четвертый день в аэропорту болгарского Бургаса столпотворение российских туристов. Авиакомпания Bulgaria Air не справляется с нагрузкой. Перевозчик заявляет, что причина в поломке одного из самолетов. Есть информация, согласно которой сейчас в болгарском аэропорту застряли порядка 200 россиян. Не меньшее количество не могут вылететь в Бургас и из Москвы.

Турист Александр должен был вылететь на курорт еще 2 июля, но до сих пор ждет рейса в «Шереметьево». Вот что он рассказал Business FM.

Александр турист «Наш рейс должен был улететь 2 июля в 21:40, он был задержан более чем на сутки. И вчера вечером в 19:20 была объявлена регистрация на этот рейс, потому что самолет все-таки прибыл. Естественно, до этого ни о каком размещении в гостиницах, ни о каком горячем питании вопрос даже не стоял. Аэропорт «Шереметьево» выдавал только коврики и матрасы, чтобы люди ночевали на полу в зоне вылета. Когда была объявлена регистрация, сотрудники аэропорта на стойках регистрации регистрировали не только тех пассажиров, которые должны были лететь, но и посторонних людей, который на этот рейс садиться не должны были. Мы видели их маршрутные квитанции, они сажали на наш рейс, который должен был улететь 2-го числа, они сажали людей, которые прибыли 3-го числа. Авиакомпания скрывается, представителя постоянно объявляют, но он не появляется. Много несовершеннолетних детей, они все спят на полу, и аэропорт выдал талоны на питание на 540 рублей. Совершенно понятно, что в аэропорту «Шереметьево» на 540 рублей поесть невозможно. Порядка пяти-шести рейсов задержаны, каждый рейс — это порядка 180 пассажиров».

Туристка из Москвы Ольга и ее ребенок в аэропорту Бургаса прождали вылета 11,5 часа. По ее словам, одной из главных проблем было отсутствие какой-либо информации.

Ольга туристка из Москвы «Постоянно у них падал сайт, то есть перегружен кошмарно. Невозможно дозвониться, телефоны не работают. Я пыталась написать, у них там онлайн-мессенджеры какие-то — никакой связи с ними не было. Мы сидим, поскольку в 3:30 мы должны вылететь, мы поехали в аэропорт, что делать-то? Приезжаем в аэропорт, все вроде бы нормально, висит рейс, все хорошо. Через десять минут рейс на 7:10 переносится. Нет связи никакой, чтобы объявили регистрацию, мы приехали бы туда, отсидели бы там четыре часа. Говорят, что проблема не с самолетами, а с заправщиками в Москве, и они не могут договориться, не хотят гнать туда самолет, потому что их там очень долго заправляют. Получается простой, очень дорогая стоянка в Москве. Вот пока они договаривались то ли о цене, то ли о чем-то, люди сидят как раз. Воду всю разобрали быстро. Какие-то у них были сухие булки, непонятно что, потом в аэропорту уже, приблизительно через шесть часов, давали какие-то бутерброды с ветчиной, воды, по-моему, там тоже особенно не было у них, пришлось покупать. А вот в конце, перед самым вылетом, нам часа за два, наверно, или за час, дали в самолетах еду, но она была просто несъедобная».

В то же время в аэропорту «Шереметьево» Business FM сказали, что скопления пассажиров в терминале F нет: часть улетела, часть в гостиницах, часть разъехалась. А вот ожидающий своего вылета более суток Сергей подтвердил, что ему удалось получить место в гостинице, правда с большим трудом. Он также сказал, что у стоек регистрации дежурит ОМОН:

Сергей турист «Только ближе к часу ночи гостиницу нам все-таки выделили, и рейс снова отложили: сначала до 3:30 утра, а теперь информация, что рейс вылетит в 20:30 4 июля, то есть это получается 28 часов задержки, и то не факт, что мы на этот рейс попадем, потому что есть пассажиры, которые еще с предыдущих рейсов не улетели. Относительно ОМОНа — я так понимаю, что было несколько инцидентов, когда очередной рейс этой компании принимал пассажиров на маршрут до Бургаса, и люди, которые ждут уже сутки, пытались штурмовать стойки регистрации, там чуть ли не до драк доходило. Была вызвана полиция, я лично видел сотрудников ОМОНа, которые дежурят возле стоек. И я так понимаю, что охраняет самих работников «Шереметьево», чтобы разъяренные пассажиры не учудили что-нибудь».

На что могут рассчитывать пострадавшие туристы? Об этом Business FM рассказала пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина:

Ирина Тюрина пресс-секретарь Российского союза туриндустрии «Самая большая проблема в том, что в случае задержки рейсов у туристов нет информации. То есть авиакомпании, видимо, опасаются с разгневанными пассажирами общаться, и это добавляет нервозности, потому что если бы людям говорили: вот сейчас мы делаем то, вот сейчас мы пытаемся это, это создавало бы эффект взаимодействия. В принципе, федеральные авиационные правила не делают различия между пассажирами авиационных и чартерных рейсов. Обязательства авиакомпания должна выполнять одинаково. В случае задержки рейса что должна делать авиакомпания? Воду, прохладительные напитки при ожидании более двух часов выдавать, горячее питание — при ожидании более четырех часов и дальше каждые шесть часов днем, и каждые восемь часов в ночное время должны кормить. Гостиницу должны предоставить при ожидании вылета рейса более восьми часов днем и более шести часов в ночное время, конечно же бесплатно. Компенсация официальная авиакомпании смехотворна — не более 50% стоимости билета и 100 рублей за каждый час задержки, как правило, туристы не заморачиваются по поводу компенсации. Но если рейс чартерный, то есть он заказан туроператором, у Bulgaria Air рейсы в статусе регулярных, но они заказаны туроператором, то есть фактически они чартерные, как правило, компенсация ложится на плечи туроператора, хотя понятно, что он не виноват. Это может быть возврат стоимости тура на эти сутки опоздания, когда пассажир позже вылетел на отдых, это может быть компенсация непосредственно на отдыхе какими-то дополнительными услугами, например, заказан только завтрак — добавят ужины, дадут дополнительную экскурсию бесплатно. Я знаю, что сейчас один из операторов, который сильно попал с «ВИМ-Авиа», возвращает стоимость вот этих суток задержки».

Вот как прокомментировал Business FM ситуацию представитель Bulgaria Air Иван Иванов:

— Вся информацию и графики предоставляются по предстоящим часам вылета, пассажиры обеспечиваются питанием и напитками. Мы очень хорошо работаем с аэропортом «Шереметьево», они нам помогают, чтобы все быстро наладили, размещаем пассажиров в гостинице.

— Пассажиры сказали нам, что когда их рейс задержали, а потом он все-таки прилетел, порядка 20 человек на него не посадили, а посадили каких-то других людей, тоже с билетами соответствующими, но не с этого рейса.

— Все бывает, там есть люди, которым первое предоставляют место — беременным женщинам, маленьким детям. Вчера все было четко, первыми зарегистрировали детей, там было две группы детей, я думаю, это нормально. Беременную женщину вы не пропустите?

По сообщению Ассоциации туроператоров России, в настоящий момент Bulgaria Air вводит дополнительные рейсы и ищет емкости у других авиакомпаний для перевозки пассажиров, чьи рейсы были задержаны ранее.