Тотальный досмотр пассажиров в метро Санкт-Петербурга спровоцировал столпотворение
Пока эксперимент проводится на четырех станциях метрополитена, но его руководство обещает, что скоро будут досматривать всех пассажиров. Можно ли такие меры считать безопасными?
Читать на полной версииФСБ сообщила о предотвращении терактов в Санкт-Петербурге. Задержаны семеро выходцев из Средней Азии. По данным силовиков, они планировали теракты на железной дороге и в местах массового скопления людей.
В петербургском метро продолжается эксперимент по тотальному досмотру пассажиров. Почти неделю на четырех станциях огромные очереди. По словам самих петербуржцев, чтобы попасть в подземку, иной раз приходится ждать по 30-40 минут. Таким образом, создавая те самые места массового скопления.
Через два дня после теракта 3 апреля в петербургской подземке, в результате которого погибли 16 человек, было спешно принято постановление правительства о требованиях по обеспечению транспортной безопасности в метро. В мае Ространснадзор завершил проверку метро Северной столицы и выяснил, что ни одна из станций подземки этим требованиям не соответствует.
Предприятие было оштрафовано за профнепригодность сотрудников у рамок металлодетекторов и несертифицированную систему видеонаблюдения. Нарушения потребовали устранить. Подземка просила дать ей отсрочку до 2019 года и пыталась судиться с прокуратурой, но безуспешно.
В итоге руководство петербургского метро решило продемонстрировать, что будет, если все эти требования исполнить. Для эксперимента выбрали четыре станции с низким пассажиропотоком: «Спасскую», «Звенигородскую», «Крестовский остров» и «Электросилу».
Александр Ермаков корреспондент «Фонтанки.Ру» «Инициатива метрополитена стала для пассажиров неожиданной. Собственно, это и немудрено, потому что никаких объявлений предупредительных не было, и с 23 июля на этих четырех станциях ситуация достаточно патовая: то есть открыт один металлодетектор, через него всех пропускают. При этом примерно четверть пассажиров дополнительно ведут на пункты, где стоит рентгено-телевизионное оборудование, через которое пропускают ручную кладь. Правила практически идентичны тем, что действуют в аэропортах. На бытовой взгляд, это ярко выраженный демарш петербургского метрополитена, который, в принципе, не выходит за рамки правил. Но каких-то объяснений, какого-то диалога с пассажирами все-таки недостаточно».
Позже начальник Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин пообещал, что сплошной досмотр пассажиров будет введен и на других станциях подземки. В интервью «Фонтанке» он пояснил, что метрополитен всего лишь исполняет требования закона. «Мы приняли к исполнению то, что есть, и сделали это под большим давлением Ространснадзора и прокуратуры», — отметил Гарюгин. По его словам, после введения этих мер лишь один из десяти желающих сможет пройти в часы пик на станции с большой загрузкой. Эксперты считают, что досмотр всех пассажиров, конечно, снижает риски новых терактов в самом метро, но не на улице.
Яков Кедми экс-руководитель израильской спецслужбы «Натив» «Само скопление людей уже представляет для себя очень заманчивую цель для проведения теракта именно в этой очереди. Во-первых, металлоискатели должны работать с очень большой скоростью, пропускать всех, не создавая очередь. Во-вторых, должно быть также и наружное наблюдение перед металлоискателями за всеми подозрительными людьми, чтобы обнаружить тех, кто шел и поменял свое направление или предотвратить попытку теракта. Это комплексная система — просто ворота не решат всю проблему».
Пока, впрочем, речи о создании комплексной системы не идет, но руководство петербургской подземки это, скорее всего, и не особо волнует. Если, не дай бог, в толпе на улице произойдет теракт, вопросов к самому метро не возникнет — просто в силу того, что улица не входит в зону ответственности подземки.