Проект «абсолютно планетарного масштаба». Такими словами Владимир Путин охарактеризовал строительство моста с материка до Сахалина и далее до японского острова Хоккайдо. Об этом глава государства заявил на Восточном экономическом форуме во Владивостоке. Японский премьер Синдзо Абэ считает, что над возможностью реализации проекта надо серьезно подумать. «Было бы хорошо, если б можно было проехать от Токио до Владивостока на поезде», — сказал Абэ.

О планах по соединению Сахалина с материком Владимир Путин заявлял еще в июле, во время ежегодной «прямой линии». Тогда президент оценил стоимость строительства ниже, чем Керченского моста, оговорившись, что оценки предварительные и не включают подъездные пути. Стоимость моста, который соединит Крым с материковой частью России, 233 млрд рублей. Но, как сообщали ранее «Ведомости», с учетом расходов на безопасность, выкуп земли и организацию подъездов к мосту она уже перевалила за 300 млрд.

Сравнивать эти два моста не совсем корректно. Но в любом случае мост на Сахалин будет дороже в силу совершенно другой геологии, говорит доцент МАДИ Алексей Агеев:

Алексей Агеев доцент МАДИ «Во-первых, не надо забывать, что тут океанский пролив. Большая глубина воды, большая скорость приливного течения, всевозможные климатические факторы совершенно иные, и гораздо экстремальнее. Во-вторых, стоимость по большому счету не имеет никакого значения. Раз это объект глобального, планетарного масштаба, то какая разница, сколько он будет стоить. Нужен — значит будет, вот и все».

Объем инвестиций в создание транспортного перехода с материка на Сахалин составляет около полутриллиона рублей в ценах 2013 года, заявлял ранее ТАСС глава Минтранса Максим Соколов. В ценах II квартала 2017-го это будет уже свыше 600 млрд, подсчитали эксперты, на которых ссылаются «Ведомости».

Россия, конечно, хотела бы разделить эти расходы с японцами хотя бы в части строительства моста от Сахалина до Хоккайдо. РЖД и японское Министерство инфраструктуры и транспорта уже создали рабочую группу для проработки проекта транспортного перехода. Другой вопрос, согласятся ли японцы за это платить.

Дмитрий Адамидов независимый аналитик «Идея такая, что японцы будут использовать свои технологии, своих подрядчиков и, соответственно, понесут основное бремя финансирования. Насколько это интересно японцам, сказать сложно, потому что есть действительно очень болезненный политический вопрос северных территорий. И плюс сам по себе Хоккайдо для Японии — это как для нас Крайний Север. То есть это наименее развитые территории, и, чтобы это заиграло, японцы еще должны все-таки развивать Хоккайдо, потому что сейчас пока они на это смотрят достаточно прохладно. Просто потому, что на Хоккайдо не понимают, что разместить».

Есть ли экономический смысл в строительстве моста с материковой части России на Хоккайдо через Сахалин? Рассуждает советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие-брокер» Сергей Хестанов:

Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие-брокер» «Большая часть нефти, которая добывается на Сахалине, естественно, вывозится танкерами. То есть никакой технической необходимости в наличии моста или тоннеля нет. В далеких 50-х годах стройка, правда не моста, а тоннеля на Сахалин, начиналась. После того как в 1953 году умер Сталин и была произведена ревизия многих крупных мегапроектов того времени, строительство тоннеля на Сахалин было признано экономически убыточным, и от него отказались. Сейчас никакого прироста грузооборота не произошло, а что касается населения, оно даже несколько сократилось. Поэтому трудно себе представить, зачем эта стройка нужна с экономической точки зрения».

Предполагается, что новый мост, строительство которого может быть завершено в следующем десятилетии, станет частью большого проекта по развитию Дальнего Востока, наряду с модернизацией БАМа и Транссиба. Правда, проект уже раскритиковал экс-глава Минфина Алексей Кудрин. По его словам, развитие инфраструктуры в европейской части России более приоритетно, чем мост на Сахалин.

Но вообще, это в духе российских традиций — тратить огромные деньги и ресурсы на мегапроекты, эффективность которых в краткосрочные периоды времени далеко не очевидна. Но через годы или, что более вероятно, через десятилетия мост на Сахалин может стать главным драйвером развития Дальнего Востока.