Волна телефонного терроризма дошла до столицы. За несколько часов в Москве поступило около 100 анонимных сообщений об угрозах взрывов в торговых центрах, вузах, на вокзалах.

Были эвакуированы ГУМ, «Афимолл», «Метрополис», «Фестиваль», «Варшавский», «Кожевники», «Капитолий Марьина Роща». Также проверки были проведены на железнодорожных вокзалах и в нескольких вузах: МГИМО, Первом меде им. Сеченова, РЭУ им. Плеханова. Всего были эвакуированы более 20 тысяч человек. Вечером в среду появились сообщения о том, что проверка проходит в главном здании МГУ.

Влад студент «Я сначала увидел просто новость в интернете о том, что сектор А перекрыт от Б и В и не пускают никого на входе и всех эвакуируют. Когда я спустился в магазин на первом этаже, я своими глазами видел, что там, правда, закрыто, стоит один охранник у решетки, чтобы, наверное, не прошли. Потом вышел на улицу, смотрю, и возле проходных тоже стоят охранники. Обычно их двое сидит, а тут их трое стояло. То есть увеличили количество охраны и закрыли переход между Б и В, А. И говорят, что, мол, эвакуировали из А сектора, но я своими глазами это не видел. Еще когда заходил в лифт, уже в общежитие обратно поднимался, мне навстречу вышел кинолог с собакой и полицейский. Сирены в общежитии не было. Я живу на девятом этаже, у нас ее не было».

В связи с анонимными звонками заведено уголовное дело, к расследованию подключены спецслужбы, сообщил источник «Интерфакса». Никаких официальных заявлений от властей, что происходит, пока не прозвучало. В интернете появилась запись одного из звонков. Какие выводы можно из нее сделать и удастся ли найти хулиганов?

«Это не учебная тревога». Это аудиозапись звонка, после которого была проведена эвакуация в Нижнем Новгороде, ее опубликовал Telegram-канал Mash. Насколько она подлинна, неизвестно:

— Слушаю вас, алло.
— Слушайте меня внимательно. От вашей внимательности зависит жизнь посетителей. Как поняли меня?
— Слушаю вас, говорите.
— В здании установлено взрывное устройство. Эвакуируйте людей, вызывайте саперов. Это не учебная тревога. Как поняли меня? Повторяю, в здании установлено взрывное устройство. Вызывайте саперов, выводите людей. Это не учебная тренировка. Время пошло, я вас предупредил.

Слышно, что телефонный хулиган повторяет некоторые слова. Но это не компьютерный монтаж, фразы различаются по интонации. Да и вообще, не похоже, что на голос наложены какие-то фильтры, чтобы его изменить. Впрочем, на ответы женщины говорящий не реагирует. Похоже, это не робот, но запись голоса живого человека, даже с некоторым акцентом.

Максим Эмм эксперт в области информационной безопасности и технологий «Дело в том, что такую запись, единожды записав — а это может сделать, в принципе, любой человек, очень легко прозвонить и проиграть по любому телефону в мире, что, наверное, вот сейчас как раз и происходит. Речь идет о том, что вот эту запись с паузами, в которых собеседник должен дать ответ, скорей всего, ее распространили с помощью многочисленных сервисов IP-телефонии, которые позволяют, в принципе, из любого уголка интернета практически анонимно позвонить. И звонок будет выглядеть как поступивший откуда угодно: из Соединенных Штатов, Украины, Японии и так далее. Ее можно проиграть. Телефоны, куда звонить, очень легко найти в интернете. Это телефоны торговых центров, вокзалов и так далее».

Но если работают профессионалы, то отследить их будет практически невозможно, говорит руководитель Агентства кибербезопасности Евгений Лифшиц:

Евгений Лифшиц руководитель Агентства кибербезопасности «То есть так же, как анонимайзеры, VPN-сервисы, удаленные посты, подмену MAC-адресов и так далее. Соответственно, это виртуальный номер виртуального абонента с виртуального компьютера и, по сути, виртуального человека. То есть большая цепочка, и, если она выстроена правильно, то хоть в Пентагон и АНБ звоните с угрозами, что у них заложена бомба».

А если отследить не получится, то что, такие звонки будут продолжаться бесконечно? Люди уже перестают реагировать на сообщения об эвакуации. После объявления о тревоге в московском торговом центре «Метрополис» посетители не побежали к дверям, рассказывает побывавший там корреспондент Business FM Андрей Ромашков:

Андрей Ромашков корреспондент Business FM «Девушки рассказали, что они работали на кассе, в это время была какая-то очередь небольшая. Люди достояли свою очередь, купили свои вещи и потом уже пошли на выход».

Одна из коллег была в кафе в здании «Смоленского пассажа», когда там объявили пожарную эвакуацию. Но никто даже ухом не повел — мол, это часто бывает. Кстати, несколько лет назад каждую среду в течение целого месяца звонили о минировании в РГГУ. Говорят, что занятия даже стали проводить в кафе, поскольку надоело эвакуироваться. Правда, бывшие студенты не помнят, чтобы кого-то после этого задержали и наказали.