Расплата за овербукинг. Авиакомпаниям «влетит» за «лишних» пассажиров?
В Госдуме готовят проект закона, который обеспечит пострадавшим пассажирам компенсацию в десятикратном размере стоимости билета
Читать на полной версииОбновлено 16:30
В России предлагают наказывать авиакомпании за овербукинг — продажу билетов на рейс сверх лимита. Если пассажиру, оплатившему перелет, не хватит места в самолете, перевозчик обязан вернуть ему стоимость билета в десятикратном размере.
Соответствующий законопроект намерен внести в Госдуму первый зампредседателя комитета нижней палаты по энергетике, депутат от «Справедливой России» Игорь Ананских. По его словам, многие российские авиакомпании продают на свои рейсы больше билетов, чем мест на борту.
Перевозчики подсчитали, что примерно 7-10% пассажиров, как правило, опаздывают или отказываются лететь. Поэтому авиакомпании продают дополнительные билеты. В случае просчетов пассажиры оказываются без места. Таких примеров много, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Олег Пантелеев исполнительный директор агентства «Авиапорт» Одной из ключевых проблем является то, что не урегулирован на законодательном уровне вопрос овербукинга. То есть в нормативно-правовых актах, которые регламентируют авиаперевозки, само понятие овербукинга, или сверхнормативных продаж авиабилетов отсутствует, поэтому достаточно сложно с одной стороны доказать злой умысел авиакомпании, но и с другой стороны авиаперевозчику достаточно сложно доказать, что он осуществлял продажи билетов в рамках нормальной коммерческой практики и не ставил перед собой задачу продать несуществующие места. Учитывая, что подобная практика авиакомпании не регламентирована законодательством, соответственно, перевозчики не несут какую-то четко установленную ответственность за такую деятельность. Крупнейшие авиакомпании уже разработали у себя стандартные механизмы компенсации причиненных неудобств пассажирам. Прежде всего, у пассажиров спрашивают, кто готов отказаться от полета на этом рейсе и перенести свой вылет на ближайший следующий рейс. При этом предлагается компенсация, причем как денежная, так и дополнительные условия предоставляются для ожидания. В ряде случаев это гостиница, ваучер на питание. Как правило, пассажиры соглашаются на компенсации, которые предлагает авиакомпания.
Конфликты каждая авиакомпания решает по-своему, но штрафовать перевозчика за каждый факт овербукинга неправильно, считает аналитик, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Сейчас привлечь авиакомпанию к ответственности за овербукинг невозможно. Запрета не существует ни в Воздушном кодексе, ни в Федеральных авиационных правилах.