Facebook взял «русский след». Крупнейшая в мире социальная сеть передаст Конгрессу данные о покупках Россией политической рекламы во время президентских выборов в США.

Марк Цукерберг также сообщил, что теперь Facebook будет требовать от политических рекламодателей раскрывать, кто именно платит за рекламу. В Кремле заявили, что никогда не занимались размещением рекламы в соцсети.

Недавно New York Times писала о результатах исследования Джона Келли — его фирма Grafika проанализировала аккаунты, которые постили ссылки на фейковые новости в последний месяц перед выборами в США. Эксперты отслеживали идеологические пристрастия обладателей аккаунтов и то, какие источники они использовали. Twitter Russia Today для этих аккаунтов оказался всего лишь на 117-м месте по популярности, сайт RT — на 12-м.

Как оказалось, только пятая часть аккаунтов принадлежала автоматизированным ботам, но остальные 80% тех, кто постил фейковые новости — это были обычные живые люди. Похоже, российское влияние, если и было, не могло быть решающим. Да названная администрацией Facebook сумма, которую аккаунты, якобы связанные с Москвой, потратили на политическую рекламу в соцсетях, довольно мала.

Михаил Гуревич директор инвестиционной компании 101 StartUp, венчурный инвестор, медиаэксперт «100 тысяч долларов, безусловно, небольшая сумма. Вполне можно предположить, что речь идет о некоем исследовании, типа исследования ВЦИОМ. Другое дело, что исследование ВЦИОМ на чужой территории. Вы же не можете заказать и в открытую провести какие-то фокус-группы с экспериментами, которые дадут вам данные относительно поведения потребителей, скажем так, на вражеском вам рынке. Подобного рода исследования удобно проводить в преддверии выборов, когда аудитория уже раскручена и ожидает каких-то изменений. Альтернативой подобного рода версий разве что может быть версия нашего традиционного распила. Можно предположить, что на вмешательство в американские выборы было выделено какие-то страшные миллиарды долларов, а до реализации дошли 100 тысяч, но давайте все-таки не будем предполагать такой уж страшный вариант».

Три тысячи купленных рекламных сообщений — это смешно в сравнении с объемом американского сегмента Facebook. Как шутят эксперты, скорее, можно говорить о вмешательстве в американские выборы Македонии. Во время выборов небольшой македонский городок под названием Титов-Велес стал центром политических фейк-ньюс, которые строчили местные подростки. Оттуда управлялись более сотни сайтов, посвященных американской политике, и даже местные чиновники шутили, что город надо переименовать в Трампов-Велес. Впрочем, заявления Facebook о покупках политической рекламы из России — это следствие давления на соцсеть, считает профессор политологии Университета штата Теннесси (США) Андрей Коробков:

Андрей Коробков профессор политологии Университета штата Теннесси «Ясно, что Цукербергу поставили ультиматум. Всегда можно угрожать, обещая начать расследование против определенной компании. Отношения с Россией все время оказываются заложником этой кампании, и медийной, и элитной, против Трампа. Он все более чувствует такое давление. Чувствует себя загоняемым в угол. Видно, что происходит эрозия его позиций. Понемногу вода камень точит».

В Кремле заявили, что Москва никогда не занималась размещением рекламы в Facebook. Сам Дональд Трамп отреагировал резко, написав в Twitter: «Мистификации о России продолжаются, теперь речь о рекламе в Facebook. А что насчет абсолютно предвзятого и нечестного освещения кампании в СМИ в пользу нечестной Хиллари?».