Ушла эпоха. ФНС исключила из «черного списка» Британские Виргинские острова. Причиной стало то, что с 2018 года BVI будут обмениваться информацией с российскими налоговиками. Острова всегда были одной из самых популярных юрисдикций для российского бизнеса. Как меняется мир и что заменит BVI?

Новости давно ушедших лет сейчас звучат как из другой страны. «Суд BVI отклонил иск Sibir Energy к «Сибнефти». «В ходе спора с «Роснефтью» менеджеры ЮКОСа подтвердили под присягой в суде BVI»… Ну, и так далее. Острова в Карибском море всегда были одним из самых популярных офшоров у россиян. Нет налогов, полная анонимность, английское право. Вспоминает старший партнер компании Forward Legal Алексей Карпенко.

Алексей Карпенко адвокат, старший партнер компании Forward Legal «Самой приличной офшорной юрисдикцией для России считался Кипр. А ВVI занимали уверенное второе место. В структуре большинства российских крупных холдингов, я говорю сейчас до момента деофшоризации, до момента инициации активного налогового обмена, почти всегда был Кипр, почти всегда были Британские острова».

В России около 4000 компаний, созданных с участием структур с Британских Виргинских островов. Но последние годы ВVI целенаправленно шли к прозрачности. И с 2018-го офшор будет обмениваться информацией о бенефициарах с российской ФНС. СМИ сообщали, что из-за этого с островов ушли многие компании, и сейчас бизнесмены там просто держат личные кошельки. О том, как меняется мир, рассуждает один из основателей компании «Вимм Билль Данн» Давид Якобашвили.

Давид Якобашвили предприниматель «Эта эпоха давно уже ушла отовсюду. Сейчас открыть счет в западном банке, то это просто как надо вывернуться россиянину или кому-то еще. Это просто немыслимо. Пришла эпоха полного недоверия, подозрительности и полного контроля. Абсолютного, полного контроля».

В интернете и сейчас можно найти массу сайтов организаций, которые предлагают зарегистрировать офшор на ВVI. Мы позвонили по одному из объявлений. Собеседник отсоветовал прописываться на островах. Но, к удивлению, не потому, что они покинули «черный список» ФНС. Будут проблемы с иностранными банками:

— BVI забудьте как историю для бизнеса.

— Так их сегодня же налоговики исключили из «черного списка»...

— Это могут российские налоговики исключить, а банковский счет вы где, в России будете открывать на BVI? Европейские банки воспринимают это как классический офшор, он в «черном списке» большинства министерств финансов, регуляторов и банков.

Что же касается раскрытия информации, то и здесь не все так однозначно. Как известно, в процессе отечественной деофшоризации многие бизнесмены перестали быть российскими налоговыми резидентами. И если им принадлежат структуры на BVI, то острова не обязаны сообщать нашим налоговикам информацию о таких владельцах. Объясняет глава юридической компании Gololobov & partners и бывший главный юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов.

Дмитрий Гололобов глава юридической компании Gololobov & partners «Насколько Россия получит из этого реальную информацию, которая приведет к увеличению собираемости налогов и наказанию уклонистов? Лично я в это не верю. Держатели могут быть не российские налоговые резиденты. В данном случае сообщить не нужно будет. В принципе, многие так и делают. Естественно, в Россию эта информация не уйдет».

Если вернуться к трендам, то юристы все чаще говорят об американских офшорах и о главном из них: штате Делавэр. Налоги там, конечно, соберут, в США это даже не обсуждается. Зато железная анонимность. Есть закон FATCA, который обязует другие страны делиться информацией со Штатами, но о своих резидентах американцы никогда и никому ничего не сообщают. Вполне возможно, что в русском деловом языке появится слово «делавэрка». По аналогии с ласковым обозначением фирмы на Британских островах «бивиайка».