В пятницу в Воскресенском районе Подмосковья прошли положенные по закону общественные слушания, на которых местные жители почти единогласно высказались против проекта строительства мусоросжигательного завода.

Жилье и участки вокруг места предполагаемого строительства уже стали падать в цене. Но дело не только в этом, а в возможных последствиях для здоровья. Результаты так называемой оценки воздействия на окружающую среду (сокращенно ОВОС) жителей не убедили. Кроме экологической, есть в теме предполагаемого строительства завода и бизнес-составляющая.

4 ноября местные жители в знак протеста против строительства мусоросжигательного завода перекрыли Новорязанское шоссе в районе деревни Степанщино Московской области. На дороге образовалась большая пробка. И хотя это считается теперь серьезным правонарушением, присутствовавший ОМОН не вмешивался в происходящее. Поэтому и слушания 10 ноября, отрицательный результат которых был предрешен, происходили очень эмоционально.

Алексей Холкин местный активист «Жители крайне негативно относятся к идее строительства мусоросжигательного завода. Бурные аплодисменты встречали любого человека, который говорил, что ОВОС не отвечает требованиям. Люди, которые говорили, что мусоросжигательные заводы — это большой вред, это большая ошибка, им бурно аплодировали. Проходило голосование, подавляющее большинство в зале проголосовало против строительства мусоросжигательного завода. Три человека воздержались. Люди настроены очень серьезно и решительно».

Экологи утверждают, что сжигание мусора чревато ростом числа онкологических и иных заболеваний. Однако речь идет не только об окружающей среде, а о разных моделях ведения бизнеса. Мусор — статья расходов номер один любого крупного города, а это значит очень большие деньги. Существует две модели. Так сказать, «крупная», со всеми признаками монополизации — мусоросжигание. И более разнообразная, с множеством более мелких конкурирующих игроков, к которой пришла практически вся Европа, — раздельный сбор и переработка.

При этом, по словам сторонников раздельного сбора, абсолютное большинство компаний — производители продуктов массового спроса очень хотят развития именно раздельного сбора и переработки, так как не желают платить растущий экологический сбор. Но лоббисты производителей оборудования для мусоросжигательных заводов уже давно ведут свою деятельность в России, считает представитель движения «Раздельный сбор» Анна Гаркуша:

Анна Гаркуша представитель движения «Раздельный сбор» «Разъяснения профильным сотрудникам со стороны японских представителей о том, как хороши мусоросжигательные заводы, проходили уже и пять, и семь лет назад. Чиновников возили в Японию. Теперь у нас есть волшебная таблетка — вот такие заводы. Это очень большая связка и у крупного бизнеса, и у членов правительства, и у японских и швейцарских производителей. Альтернатива есть. Она состоит в том, что старые свалки нужно рекультивировать, а с новыми отходами поступать цивилизованно — собирать раздельно и направлять на переработку».

Тендер на строительство в Подмосковье четырех мусоросжигательных заводов еще весной выиграла «дочка» «Ростеха» «РТ-Инвест». А вскоре прозвучал известный вопрос жителей Балашихи к Владимиру Путину, после которого был в экстренном порядке закрыт мусорный полигон «Кучино».