Райхельгауз об отчетности театров: даже на пачку пельменей разыгрывают конкурс
Комментируя ситуацию вокруг «Седьмой студии», режиссер отметил, что современные правила учета и расходования денег театрами губительны для творческого процесса
Читать на полной версииВ деле «Седьмой студии» опять прозвучало имя бухгалтера Нины Масляевой, заключившей сделку со следствием. Продюсер организации Екатерина Воронова, уехавшая из страны, обвинила ее в создании «черной кассы». По ее словам, именно по вине Масляевой в финансовой отчетности появились нарушения.
«Седьмая студия» — театральная труппа, созданная режиссером Кириллом Серебренниковым в 2012 году на основе собственного актерско-режиссерского курса в Школе-студии МХАТ. Он также стал фигурантом о дела о хищениях почти 70 млн рублей из бюджета, хотя за него неоднократно вступались коллеги и общественные деятели. Сам Серебренников вину не признает.
Что делает нарушения в существующей системе законодательства возможными? Современные правила учета и расходования денег театрами губительны для творческого процесса, считает театральный режиссер, народный артист России Иосиф Райхельгауз — профессор ГИТИС и создатель московского театра «Школа современной пьесы». Вот что он сказал в беседе с Business FM:
Иосиф Райхельгауз театральный режиссер, народный артист России «В театре, как и в любом другом учреждении, как в любой фирме, должна вестись безупречная бухгалтерская учетность — я в этом совершенно убежден и очень за этим слежу как руководитель театра. Другое дело, что в театре есть ряд позиций, по которым это очень трудно сделать. Например, покупка костюма, покупка реквизита, изготовление декораций. Вот мы сейчас готовим спектакль «Еврейские анекдоты», и мне нужно, чтобы летала скрипка. Есть некий мастер, который может это сделать, но, естественно, с ним нужно договориться, нужно торговаться, нужно по закону объявить конкурс, что, мол, не один мастер. А он один, все равно он — один. Законы, по которым сегодня живет экономика театра, совсем небезупречны. Но тем не менее я совершенно убежден: бухгалтерская отчетность и все, что касается денег, до копейки должно быть абсолютно подотчетно, законно и абсолютно доказуемо. Невозможно на словах сказать: а мы не могли это купить. Не могли — покупайте за свои деньги или покупайте за деньги спонсоров. Бывает и такое. И у нас бывает, что мы просим спонсоров. Мы не можем официально купить у бабушки на барахолке старые часы, которые нам очень нужны для спектакля, и, значит, мы просим кого-то, богатых людей — друзей театра: пожалуйста, купите и подарите театру эти часы. И то, нужно все равно оформить дарственную, нужно оплатить налог, и все равно бесконечный круг этой бодяги, по-другому это не назовешь. Вот идет спектакль «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное», действие происходит в ресторане. Артисты, играющие посетителей ресторана, заказывают еду. Нужно купить пачку пельменей и отварить их. На эту пачку должен быть разыгран конкурс, огромный конкурс: в каком магазине, и не в магазине, а по интернету, где продается, где пельмени будут дешевле. Вот пока этот конкурс проходит, масса людей должна получить зарплату и масса людей должна оформить очень много ненужных бумаг, к огромнейшему сожалению. Вот я ставлю много спектаклей в зарубежных театрах. Я ставил спектакли и в Нью-Йорке, и в Женеве, и в Стамбуле, и в Тель-Авиве, и так далее, в крупных, мирового уровня театрах. Со мной заключается контракт, где написано, что бюджет у меня вот такой, и все, и дальше я не должен выходить за рамки бюджета. И дальше я должен предъявить только готовую продукцию, сочиненный спектакль. И никого не интересует, в какой фирме я заказываю изготовление декораций, где мы покупаем костюмы, кто у меня работает балетмейстером, где я беру музыку, беру ли я музыку Чайковского, которая уже не облагается авторскими правами, или беру я музыку современного композитора, который может потребовать за это огромные деньги. Я сам должен считать и понимать: вот здесь экономлю, здесь трачу, не выхожу за рамки бюджета. И отвечаю только спектаклем».
Бывший главбух «Седьмой студии» Масляева находится под домашним арестом. Ранее в суде она заявила, что по просьбе руководства — бывшего гендиректора Юрия Итина и режиссера Кирилла Серебренникова — выводила деньги на счета фирм-однодневок. Также по делу проходит бывший генпродюсер студии Алексей Малобродский. Все фигуранты, кроме Масляевой, отрицают, что причастны к преступлению.
Кроме того, по этому делу проходит директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум. Это также стало шоком для театральной общественности.