Европейские страны не будут переносить свои посольства в Иерусалим. Напротив, Брюссель по-прежнему привержен идее создания в регионе двух государств — еврейского и арабского. Об этом заявила глава дипломатии ЕС Федерика Могерини на встрече с премьером Израиля Биньямином Нетаньяху. Это был его первый официальный визит в Брюссель более чем за 20 лет.

Могерини сообщила, что ЕС признает лишь «международный консенсус» по статусу Иерусалима, и анонсировала свою встречу с лидером Палестинской автономии Махмудом Аббасом в январе.

Ранее Дональд Трамп постановил признать Иерусалим израильской столицей. Как в самой стране сейчас обсуждают решение США и реакцию Европы, рассказывает независимый аналитик из Израиля Александр Этерман:

Александр Этерман независимый аналитик из Израиля «Израильская реакция в данном случае вполне единодушная: пора бы палестинцам понять, что Иерусалим, который должен был быть одним из важнейших вопросов, обсуждаемых на тех переговорах, к которым мы так рвемся. Все, мы снимаем параграф «Иерусалим». Остаются только три центральных параграфа: границы, беженцы, поселения. Когда сообразят палестинцы, что Иерусалима им не видать, вот тогда у нас будет, может быть, даже и мир. Понятно, что такая позиция, которая игнорирует огромную предысторию, международное право, да ладно уж там, просто право, резолюцию ООН, самое главное — схему ближневосточных переговоров, которые уже 25 лет продолжаются. Вопрос об Иерусалиме Израиль очень долго отказывался обсуждать именно потому, что мы еще не на том последнем этапе, когда он должен обсуждаться. Так вот, не будет этого последнего этапа, такая маленькая неожиданность. И сейчас в Израиле абсолютно единодушное мнение, позиция, крики: мы должны заставить, приучить мир жить в новой ситуации, когда Иерусалим больше не тема для обсуждения. Понятно, что такая позиция вообще неприемлема для европейцев прежде, чем даже для арабов, просто потому, что европейцы полагают, что договоренности надо выполнять, что переговоры должны вестись серьезно, двусторонним образом и что спорные вопросы только там можно по-настоящему утрясти, потому как иначе мы просто приглашаем следующую войну, вопрос — когда».

Вопрос Иерусалима в понедельник прокомментировал и Владимир Путин. Он сказал, что разрешение палестино-израильского конфликта требует долгосрочных и справедливых договоренностей, отвечающих интересам всех сторон. «Считаем контрпродуктивными любые шаги, предвосхищающие исход диалога между палестинцами и израильтянами», — отметил президент.

Возможно ли сближение позиций Европы и США? И какую позицию в вопросе должна занять Россия?

Андрей Кортунов генеральный директор Российского совета по международным делам «Что касается Европы, то я думаю, что здесь очень трудно рассчитывать на какой-то консенсус, поскольку его нет даже внутри Европейского союза. То есть это, скорее, подливает масло в огонь внутриевропейских споров относительно того, какой все-таки должна быть европейская политика на Ближнем Востоке. Что же касается России, то, конечно, инициатива американской администрации ставит ее в довольно сложное положение, потому что фактически как бы проводят кастинг на то, чтобы Россия оказалась плохим полицейским. Израиль теперь может рассчитывать на поддержку Соединенных Штатов, а вот Россия может солидаризироваться с оппонентами Нетаньяху. И поэтому для России, наверное, в этих условиях главная задача заключается в том, чтобы отойти от своей принципиальной позиции, Западный Иерусалим может стать столицей Израиля при условии, что одновременно Восточный Иерусалим станет столицей нового палестинского государства. Конечно, сейчас будет сложнее не создать впечатление в Израиле, что, может быть, в контексте геополитического противостояния с США мы пытаемся каким-то образом нанести ущерб интересам Израиля, вот этого тоже бы не хотелось».

После решения Вашингтона по всему миру начались протесты палестинцев и мусульман. В пятницу они достигли пика. В столкновениях палестинцев с израильской армией погибли четыре человека и пострадали свыше 700 демонстрантов.