Америка повышает риски гонки ядерных вооружений, предупреждает швейцарская Le Temps. Дело в том, что администрация Трампа в минувшую пятницу, 2 февраля, раскрыла новую доктрину в области ядерного оружия. Документ облегчает применение тактических атомных бомб, в частности, в ответ на «всего лишь» кибератаки.

Найдутся те, кто усмотрит в этом триумф разума. В понедельник 5 февраля Россия и США могут похвастаться тем, что достигли низшего уровня, зафиксированного в последнем Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), который вступил в силу в 2011 году. Обе ядерные державы, имеющие 93% мировых ядерных арсеналов, образцово выполнили договор, несмотря на возросшую недавно напряженность между Москвой и Вашингтоном.

Высокопоставленный сотрудник Госдепартамента заявил по этому поводу, что Договор СНВ выполнялся прагматично и профессионально. Режим верификации позволял получать информацию о ядерном оружии России. В течение текущего месяца обе стороны обязаны предоставить данные о своих арсеналах. Москва и Вашингтон имеют право проводить по 12 инспекций в год на ядерных объектах друг друга. Они также обмениваются телеметрическими данными о ракетных испытаниях. Стороны регулярно с 2011 года проводят консультации в рамках двусторонней консультативной комиссии.

Однако новый договор СНВ представляется деревом, которое скрывает лес. В пятницу Пентагон представил новую ядерную стратегию, от которой холодным потом прошибает даже экспертов по контролю за вооружениями. Выступая с речью 30 января, Дональд Трамп не скрывал своих планов: «Мы должны модернизировать и воссоздать наш ядерный арсенал (...), сделать его настолько мощным, что он отобьет охоту от любого акта агрессии». Главным элементом новой стратегии стало намерение создать новые типы так называемого тактического и менее мощного ядерного оружия.

Новый подход США подрывает саму логику контроля за вооружениями. Как говорит бывший главный советник главы Пентагона Эндрю Уэббер, это радикальный отход от консенсуса в Вашингтоне, который установился еще со времен президента Рейгана. Это очень опасно. Новые ядерные боеголовки меньшей мощности смогут быть использованы не в ответ на ядерное нападение, но даже в случае кибератаки. Они могут быть задействованы на ограниченных театрах военных действий. Администрация Трампа разрушает 70-летнее табу времен Хиросимы и Нагасаки о невозможности применения ядерного оружия.