Акции «Магнита» в пятницу потеряли почти 8%: рынок отреагировал на сделку, претендующую стать одной из главных в этом году. Утром 16 февраля стало известно, что ВТБ покупает сеть розничных магазинов «Магнит». Сергей Галицкий продает банковской группе 29% акций за 138 млрд рублей.

У основателя и до последнего момента основного владельца «Магнита» останется всего 3%. Кроме того, бизнесмен уходит с поста гендиректора сети и выходит из совета директоров. Что касается будущего, то 50-летний Галицкий теперь сосредоточится на своем футбольном клубе «Краснодар» и займется развитием детско-юношеского спорта.

Эти новости, которые пришли с инвестиционного форума в Сочи, стали полной неожиданностью для рынка. В последние годы продуктовый ритейлер бурно развивался и стал крупнейшей розничной сетью страны. Почему Галицкий продает «Магнит», зачем его покупает ВТБ и какие есть странности в этой сделке?

Ни одной утечки в СМИ, полная секретность. Хотя, как заявили в ВТБ, «Магнит» — давний клиент «ВТБ-Капитала». Диалог вели давно, в его процессе и родилось такое решение. О сделке объявили неожиданно. Было подписание соглашения между ВТБ, «Почтой России» и «Магнитом». Подписали. И внезапное объявление: ВТБ покупает акции ритейлера у Галицкого. Банковской группе переходит 29%, но большая часть акций — в свободном обращении. То есть, по сути, ВТБ купила контроль. После объявления о сделке было видно, что Сергей Николаевич охвачен эмоциями. Объяснить их, наверное, смог бы только он сам, но Галицкий был немногословен:

Сергей Галицкий генеральный директор розничной сети «Магнит»«25 лет возглавлял компанию, это достаточно большой срок, и... Водички дай мне... Мне кажется, что это было хорошее время, но... Я основал эту компанию, но время идет, и ничего не вечно. Я не должен стоять поперек этого процесса, и, если инвесторы хотят изменений, они должны их получить».

В некоторых СМИ, а также из уст авторитетных экспертов прозвучала критика. Основной постулат — это очередной виток госкапитализма. Государство забрало себе нефтянку, теперь добралось и до ритейла, а здоровый частник Галицкий остался не у дел.

Возможно, доля истины здесь и есть. Хотя, помимо государства, у ВТБ есть и другие владельцы. И в Росимуществе после новости о сделке вполне справедливо назвали «Магнит» «квазигосударственной компанией».

ВТБ, вероятно, руководствуется нормальными бизнес-интересами. У группы большой проект с «Почтой России». Для почты приоритетное направление — доставка товаров. У «Магнита» сильная логистическая структура. За последние годы компания инвестировала в распределительные центры миллиарды рублей. О том, что будет после сделки с «Магнитом», Business FM рассказал первый зампрезидента — председателя правления ВТБ Юрий Соловьев:

Юрий Соловьев первый зампрезидента — председателя правления банка «ВТБ» «Речь идет о создании современной высокотехнологической платформы, которая объединит в себе лидеров нескольких секторов российской экономики. «Почта» остается «Почтой», банк «ВТБ» остается банком «ВТБ», мы не становимся интернет-компанией или логистической компанией. «Магнит» остается розничным ритейлером. «Последнюю милю», например, будет обеспечивать «Магнит», через него будут осуществляться, например, поставки международных посылок».

И все-таки есть несколько странностей. Акции «Магнита» падают с прошлой осени. С октября, когда был обвал, они подешевели в два раза. С этой точки зрения ВТБ выбрал правильный момент для покупки. Но группа покупает контроль, что может предполагать премию.

Сергей Галицкий отдает пакет за 138 млрд рублей с дисконтом к рыночной цене примерно в 4%. Все, конечно, бывает. Но обычно с главным делом в жизни так не расстаются. На новостях о сделке акции «Магнита» снова упали. Главный фактор — неопределенность.

Константин Белов старший аналитик банка «Уралсиб» «В ближайшее время, конечно, волатильность останется высокой, потому что появилась очень большая неопределенность относительно того, что с компанией будет происходить дальше. Я думаю, что, наверное, какое-то время мы можем увидеть большие движения, возможно, и вверх, и вниз. Сейчас сложно представить, какие могут новости появляться по итогам этой сделки».

Котировки «Магнита» — не самый главный показатель. Компания в последние годы росла, а если быть точным, стремительно летела вверх, захватывая рынок и открывая все новые магазины. Сейчас их больше 16 тысяч. Для сравнения: всего полтора года назад их было 13 тысяч.

Падение акций — реакция на плохие финансовые результаты. Но «Магнит» активно вкладывался в реновацию своих магазинов, планировал большие покупки в регионах. Это не похоже на упадок, который мог бы стать причиной продажи, а скорее, на шаг назад, чтобы сделать новый рывок. В родном для ритейлера и его основателя Краснодарском крае недоумевают.

Алексей Волченко кубанский фермер «Шаг этот непонятен местным жителям, потому что «Магнит» — очень развивающаяся сеть, которая приносит серьезную прибыль, поэтому продавать золотую курицу, которая несет золотые яйца, ну, непонятно».

Решение Сергея Галицкого можно объяснить усталостью. Он сам напомнил о своем возрасте — 50 лет. Хотя для многих бизнесменов его уровня это, скорее, всего 50 лет. Вспоминается его прошлогоднее выступление в бизнес-школе «Сколково»: «Было время, когда я ложился спать для того, чтобы быстрее проснуться. Сейчас я плохо засыпаю под снотворным от того, что куча проблем».

Еще в ноябре бизнесмен продал часть своего пакета за 700 млн долларов. Целью был не кэш, а вложения в дальнейший рост компании. А через три месяца бизнесмен полностью отходит от дела, над которым трудился более 20 лет.

Роман Абрамов гендиректор краснодарской ГК Supremagroup «Его личность, на мой взгляд, среди тех людей, с которыми я общаюсь, не вызывает ничего, кроме уважения, по двум причинам. Во-первых, это человек self made. Мы прекрасно понимаем, насколько титанический труд был необходим для того, чтобы добиться тех высот, которых он добился. И второй момент: он никогда не хотел заниматься политикой. Он равноудаленный от всех, и это большой плюс, как мне кажется, для бизнесмена в России».

Сергей Галицкий известен своей критикой властей. Но критикой конструктивной и даже философской. Несколько лет назад журналисты Forbs попросили его прокомментировать политическую ситуацию. В ответ он спросил, было ли за 300 лет в России правительство лучше нынешнего? И признался, что в целом его все устраивает, а его бизнесу не мешают.

В этом власти действительно замечены не были. Разве что при Юрии Лужкове у «Магнита» толком ничего не получалось в Москве, а потом все получилось. В 2015 году у торговой сети в столице уже было больше магазинов, чем в Краснодаре. Все это тоже контраргументы к политической версии сделки.

Уже ближе к вечеру Галицкий в Краснодаре возле главного офиса «Магнита» попрощался с сотрудниками. Они скандировали «спасибо», а сам он говорил о тяжелой психологической нагрузке и о том, что ВТБ дал шанс. «Галицкий, наверное, теперь жизнь по-другому видит», — рассуждал в сочинских кулуарах замминистра финансов Сергей Сторчак. А по поводу сделки неожиданно заявил: «Для ВТБ это просто вложение, чтобы продать не знаю кому». И после этого все смешалось окончательно.