Одного из серебряных «медведей» Берлинале за лучшую работу художника по костюмам завоевала Елена Окопная за фильм «Довлатов», снятый ее мужем Алексеем Германом-младшим. Чуть ранее картина получила приз читателей Berliner Morgenpost.

Золотого «медведя» Берлинале взяла работа румынского режиссера Адины Пинтили Touch me not — «Не прикасайся». Фильм без преувеличения шокирующий, в картине режиссер исследовала разновидности и пределы человеческой сексуальности.

«Довлатов», который все десять дней фестиваля занимал второе или первое место в рейтинге, получил серебряного «медведя». Его вручили супруге режиссера — художнику-постановщику Елене Окопной за работу над костюмами и оформлением.

Команде удалось полностью, до мельчайших подробностей воссоздать советскую эпоху семидесятых, от обоев на стенах до лавочек в парках, а позже и погрузить в нее зрителей. Вот что накануне Business FM рассказал режиссер фильма «Довлатов» Алексей Герман-младший:

Алексей Герман-младший режиссер «По мне, так этот фильм больше про людей, про ту эпоху, про искусство, про желание самореализации, про любовь к дочери, больше, чем про политику. Я вообще не очень люблю политическое кино и не очень его понимаю. Но мы начали делать его давно, а время нагнало со всей этой трагичностью истории с Кириллом Серебренниковым, который невиновен, поэтому кто-то будет воспринимать его как политику, это очевидно. Хотя для меня это было объяснение в любви тем писателям и художникам и городу, который я люблю. Если честно, я не думаю, что картина получит что-то. Потому что это чисто русская история. Картина абсолютно не экспортная, не адаптированная, уж вот так для условий англосакса».

Фильм рассказывает о нескольких днях жизни Довлатова в ноябре 1971-го, незадолго до эмиграции Иосифа Бродского. Ощущения застоя, когда работы не публикуют и хочется бежать.
И если бы в кино не было политики, он вряд ли попал в список 24 главных картин Берлинале. Всего их более 400. Берлинале был и остается политическим кинофестивалем. Рассказывает кинообозреватель «Российской газеты» Сусанна Альперина:

Сусанна Альперина кинообозреватель «Российской газеты» «Отборщики очень сильно концентрировались на политической теме и на остросоциальных темах. Я думаю, картины некоторые туда попали не из-за качества исполнения, а из-за того, насколько отражали актуальные политические вопросы. Во всяком случае, конкурсная программа была очень политизирована, я к середине фестиваля от политики просто устала. Берлинале всегда был политизированным фестивалем. Это было его отличие. Он всегда следовал политическим тенденциям, просто сейчас перегнул палку и уклонился в сторону политики, оставив позади художественное достоинство картин».

Не обошелся фестиваль и без акций протеста. Перед открытием церемонии активисты движения MeToo, которое началось после скандала с продюсером Харви Вайнштейном, требовали от организаторов фестиваля сменить красную ковровую дорожку на черную в знак поддержки жертв сексуальных домогательств в киноиндустрии. А на закрытии Берлинале актриса Франциска Петри прошлась по красной дорожке в белом костюме и с бумажным пакетом на голове. На нем был изображен Кирилл Серебренников.

Кирилл Милкус автор блога Berlinkus про Берлин «Приглядываюсь, это пакет на голове у какой-то девушки, и это лицо Кирилла Серебренникова, и я это понимаю, потому что на кофте написано: «Я должен оставаться дома!!!». Потом она разворачивается, поворачивается к фотографам на другой стороне, и я вижу хештег freeKirill, и я понимаю, что речь идет о Кирилле Серебренникове. Потом она снимает пакет, и оказывается, что это Франциска Петри, это известная немецкая актриса, которая снималась у него в фильме «Измена» в 2012 году. Этот фильм открывал Венецианский фестиваль, и Франциска Петри получила за него на международном фестивале в Абу-Даби приз за лучшую женскую роль».

Приз зрительских симпатий на внеконкурсной программе получила лента «Профиль» Тимура Бекмамбетова. Картина снята в новом жанре скрин-лайф, когда все действие фильма происходит только на экране компьютера главной героини. За нее проголосовали 26 тысяч человек. Всего Берлинале посещают почти полмиллиона зрителей. Рассказывает жительница Берлина Анита:

Анита жительница Берлина «Я живу в Берлине и каждый год посещаю Берлинале. Я думаю, что этот фестиваль, как магнит для публики, много людей приезжает. Это супермероприятие. На улице холодно, а ты можешь пойти в теплый кинотеатр и бесконечно долго смотреть сотни фильмов».

Хорошо продавались российские картины на европейском кинорынке. Выставка проходит одновременно с Берлинале. Лучше всех котировалась российская анимация: мультфильмы «Снежная королева» и «Волки и овцы». На продажу привезли «Фиксиков» и «Смешариков» и впервые показали «Гофманиаду». Этот российский полнометражный кукольный мультфильм снимался 15 лет. И вот премьера в рамках берлинского кинорынка. А также продавали фильмы «T-34», «Лед» и «Лето» Кирилла Серебренникова.