На рынок железнодорожных перевозок могут прийти частные компании. Власти хотят разрушить монополию РЖД по обслуживанию пассажиров. Существующая на данный момент система показала свою неэффективность, пишет «Московский комсомолец».

Правительство РФ направило в Госдуму 100-страничный проект закона, который вводит новую модель организации обслуживания пассажиров железнодорожным транспортом. По сути, документ направлен на разрушение монополии РЖД как в дальнем, так и в пригородном сообщении.

Авторы законопроекта подчеркивают, что существующая на данный момент система регулирования железнодорожных перевозок с РЖД в роли главного монополиста продемонстрировала свою экономическую и правовую неэффективность. Предлагается новая схема, по которой государство будет заключать контракт с компанией-перевозчиком, компенсируя последней потери в доходах от регулируемой деятельности.

Соответствующий договор будет заключаться лишь с прошедшими конкурс перевозчиками на срок не менее 15 лет. Российские власти планируют реализовать западную модель перевозок, которая осуществляется по формуле «конкуренция за маршрут» и предполагает появление локальных компаний с правом осуществлять пассажирские перевозки.

На данный момент рынок работает по формуле «конкуренция на маршруте» (несколько перевозчиков трудятся параллельно с РЖД), такое дублирование приводит, как считают авторы законопроекта, к неоправданно высоким расходам государства. Таким образом, кабмин рассчитывает положить начало развитию частных железнодорожных компаний и «гармонизировать систему тарификации» в стране.