В день закрытия кинофестваля в изнасиловании обвинили Люка Бессона. 27-летняя модель подала против него иск.

60-летний режиссер не участвовал в этом году в фестивале, но скандал символичен и косвенно связан с происходящим на юге Франции: вечером того дня приз за лучшую женскую роль вручали самым первым. Поднявшаяся на сцену актриса Азия Ардженто сообщила, что когда-то именно в Каннах ее изнасиловал Вайнштейн, и пригрозила неминуемой карой сидящим в зале потенциальным агрессорам. Вайнштейна среди них, понятно, не было, а ведь по нему даже скучали: продюсер умел закатывать вечеринки, такого размаха в этом году не было.

Была «горячая линия» для жертв харассмента, меньше голливудских звезд, запрет на селфи на красной дорожке в любом виде и камбэк Ларса фон Триера, с фильма которого демонстративно уходили люди — мол, слишком жестоко. Комментирует кинокритик Марина Латышева:

Марина Латышева кинокритик «Конечно, его будут обвинять в манипулировании зрителем, но, знаете, все искусство — это манипуляция, все кино — манипуляция. Для меня этот фильм нечто сродни балабановскому «Я тоже хочу». Размышление человека о смерти, об искусстве, о том, как остановить этот непрекращающийся процесс рождения и умирания, потому что человек — животное сознательное и не может об этом не думать. Большой был исход из зала, многие жалуются на сцены жестокости. Не знаю, что на это сказать. Надо лечить нервы. Это проблема не Триера».

Еще одна проблема Канн этого года — война с Netflix. Если бы не конфликт, во Франции могли бы оказаться новый Мартин Скорсезе и незаконченный фильм Орсона Уэллса, на который Netflix купил права. Часть фестивальных завсегдатаев считает, что Канны не правы. Кинокритик Егор Беликов уверен, что Netflix проигрывает больше.

Егор Беликов кинокритик «Есть Каннский фестиваль, он требует, чтобы все фильмы, которые были, выходили во французский прокат. Понятная штука: пытается защитить свою довольно немощную национальную кинематографию, ничего страшного. Все на эту уступку идут, потому что Каннский кинофестиваль дает намного больше, чем просто потери от того, что ты выпускаешь фильм во французском кинопрокате, тем более какие потери — заработаешь денег на билетах. Netflix на это пойти не может, потому что воюет с самой моделью потребления фильмов, когда фильмы демонстрируются в кинопрокате. Для них это большие репутационные потери: они воюют с ключевым игроком на рынке независимого кино. Фактически это Каннский фестиваль, пусть даже он на этом не зарабатывает».

Решение каннского жюри в этом году называют компромиссным: лучший фильм смотра — японская картина «Магазинные воришки» — вне контекста самых актуальных проблем западного мира. «Пальма» — лучшему режиссеру Павлу Павликовскому за фильм «Холодная война», про любовь. Приз «Лету» Кирилла Серебренникова за саундтрек — неофициальный.