Минкультуры и Ростуризм попросили не волноваться за Booking.com. Сервис пока остается в России без ограничений. В Минкульте сказали, что им поступило обращение с предложением ограничить работу Booking.com, и ведомство направило его в Ростуризм, но это стандартная процедура технического характера. А вообще и Минкульт, и Ростуризм заявили, что против ограничения американского агрегатора.

Это уже не первая претензия в адрес Booking.com в России и в мире. Что сервис значит для гостиничного бизнеса и туристов в нашей стране? Голландский стартап, созданный в 1996 году выпускниками университета Твенте, сейчас принадлежит американскому холдингу Priceline. В прошлом году его выручка составила почти 13 млрд долларов. И Россия обеспечивает ему наибольший трафик. Ежедневная аудитория здесь, по информации Mediascope на март, — почти 500 тысяч человек. По данным за апрель, россияне обеспечили почти 7,5% от всех заходов на сайт.

Обращение против Booking.com подал владелец туроператора «Свой ТС» Сергей Войтович. Он предложил ограничить бронирование через сервис только российских гостиниц и лишь для клиентов, находящихся внутри страны. По мнению Войтовича, сервис вредит российским турагентам, поскольку де-факто занимается их же деятельностью, но де-юре не является оператором и не платит соответствующие взносы. Но не все коллеги бизнесмена верят, что такое ограничение способно изменить ситуацию на рынке.

Артур Мурадян гендиректор оператора Space Travel «Эффект это могло бы оказать только при том, если бы была тотальная блокировка сервиса на территории России и большая часть потребителей не стала бы обходить различными блокировками, а все-таки воспользовалась бы более традиционными услугами туристических агентств. Если говорить про отношение турбизнеса, то, наверное, каждый профессионал понимает, что это не совсем верный путь».


На Booking.com неоднократно жаловались во Франции, Германии, Швейцарии, США и Великобритании. В Турции агрегатор вообще заблокировали после обвинений в недобросовестной конкуренции.

Российская ФАС проверяла Booking.com в 2015 году, но нарушений не нашла. Если на этот раз сервис все-таки ограничат, от этого точно проиграют малые и средние гостиничные сети, убеждена руководитель «Лиги Хостелов» Санкт-Петербурга, владелица «Тайга Hostel» Алена Енова.

Алена Енова руководитель «Лиги Хостелов» Санкт-Петербурга, владелица «Тайга Hostel»«Выиграют большие, безусловно, которые работают на больших группах. Малые отели живут на Booking. От 60 до 75% — это примерная вилка заполняемости от Booking.com. Соответственно, если с Booking были какие-то моменты и закрывали объекты на Booking, объекты даже закрывались, потому что у них не было гостей, соответственно, не было возможности платить аренду. В общем, это совсем не хэппи-энд. Что мы «за» для нашей области — это чтобы, как в других странах, Booking заставили, чтобы он снял обязательный паритет цен. Что это такое? Мы на сегодняшний день обязаны продавать от стойки, например, за 5 тысяч рублей, и на Booking мы обязаны продавать за 5 тысяч рублей. В других странах это убрали, соответственно, у гостя есть мотивация бронировать у нас напрямую. Booking.com на сегодняшний день себе забирает 20%. Это огромный кусок, конечно».

В России есть свои подобные сервисы, но на них, как правило, меньше предложений и цены на 30-50% выше, чем на Booking.com. В 2014 году Ростуризм и Минкомсвязь хотели создать национальную систему бронирования — аналог американского гиганта. В проект планировали инвестировать 50 млн долларов, им заинтересовались «Ростелеком» и «Ростех». Но за четыре года система так и не появилась.

Booking.com остается самым выгодным как для путешественников, так и для владельцев отелей, считает владелица хостела «Судак» Наталья Кириченко.

Наталья Кириченко владелица хостела «Судак» «Это вообще единственный сайт, который работает стабильно, нормально и понятно. Очень много людей по Booking селится в хостелы. Понимаю, что кто-то продвигает свой собственный сервис, но надо не такими методами бороться. Мы работаем с Booking. Понятно, что они берут один из самых больших процентов за свои услуги, но если так вот проанализировать поиск в интернете любого объекта, Booking — всегда первый. То есть они в свой сайт вкладывают очень большие деньги, в его раскрутку. Мне, допустим, не очень нравится, что мы очень много платим с заказов Booking, но я не готова убрать полностью свой объект».

Кстати, автор инициативы ограничения Booking.com Сергей Войтович сам владелец проекта, похожего на американский агрегатор. Компания Войтовича, как пишет The Bell, якобы является подрядчиками Ростуризма, и в прошлом году они получили от ведомства контракты на 22 млн рублей.