Одной из ключевых тем форума является цифровизация экономики. Давайте с вами поговорим о цифровизации в страховом бизнесе. На каком она этапе, что представляет собой и каковы планы на ближайшую перспективу?
Михаил Волков: Я сейчас вышел с очень интересной панельной дискуссии, где банки, платежные системы и мобильные операторы выясняют, кто же будет победителем в нашу эру цифровой экономики. К сожалению, в этой панельной сессии не принимал участие никто из страховщиков, хотя я считаю, что нам там тоже есть место. Конечно же, все, что сегодня происходит в реальном мире с точки зрения его цифровизации, окажет огромное влияние и на страхование в частности. И мы, страховщики, тоже очень много делаем для того, чтобы это получилось. Уже сейчас вполне естественно купить электронный полис через свой мобильный телефон. Мы постепенно начинаем вводить продукты, когда зарегистрировать страховой случай можно будет с помощью «цифры», а не традиционными методами.
Правильно ли я понимаю, что речь о традиционных продуктах, которые переходят в цифру?
Михаил Волков: Абсолютно верно. Мне очень понравилась фраза, сказанная одним венчурным капиталистом, о том, что если в недвижимости все говорят только о местоположении, местоположении и еще раз местоположении, то в сфере цифровых финансовых услуг мы все время должны думать, прежде всего, об удобстве, удобстве и еще раз удобстве клиента. Понятно, что за несколько веков сама суть страхового продукта существенно не претерпела изменений — мы защищаем интересы граждан или корпораций. Но то, как мы это делаем, как клиент получает услугу — сильно видоизменяется с помощью цифровых методов донесения услуги до конечного покупателя.
Цифровизация — это не только новые возможности, но и неизбежно новые риски. Вы, как страховая компания, занимаетесь ли страхованием рисков, возникающих в процессе цифровизации.
Михаил Волков: Ответ — конечно да. У нас уже были подобные страховые случаи. Мы видим, что те виды индустрий, которые никак не связаны с цифровыми технологиями, например агробизнес, могут быть подвержены киберрискам. Совершенно конкретный случай — сервер агрокомпании был заблокирован вредоносным ПО. Люди не могли сдать отчетность в налоговую или выплатить зарплату. Весь бизнес был заблокирован, и пока не были изменены настройки компьютерной системы, ничего не работало. Это привело к остановке их производства, и мы платили по этому страховому случаю.
Каким вы видите будущее страхового рынка с учетом тренда на цифровизацию в перспективе этого года, пяти лет, десяти лет?
Михаил Волков: Страховой бизнес является производным от экономики, я все время это повторяю. Мы надеемся, что экономика будет развиваться, в том числе за счет цифровых технологий и очень надеемся, что у страхового бизнеса вместе со всей экономикой хорошее будущее.