Новые лица в деле о несостоявшемся убийстве Аркадия Бабченко. Что известно о Борисе Германе и Вячеславе Пивоварнике, как воспринимается все происходящее вокруг этого процесса на Украине и интересуют ли кого-то доказательства чьей-либо вины?

Показательно, что большинство украинских политологов и журналистов, которые ранее охотно беседовали с Business FM, в том числе и по делу Бабченко, после заседания суда, на котором предполагаемый организатор покушения назвал себя агентом контрразведки, перестали отвечать на телефонные звонки или же напрямую заявили, что пока не будут комментировать ситуацию.

Ситуация запутанная. Действующих лиц и неожиданных поворотов все больше — ясности все меньше. Однако Борис Герман, которого СБУ считает организатором покушения на Бабченко, реально существует: он выступал в суде и действительно имеет отношение к реально существующей и заметной на рынке оружейной компании «Шмайсер». Вот что радиостанции заявил бывший сотрудник этого предприятия:

«Во вторник в УНИАН будет пресс-конференция. Там наши директора, учредители, весь состав руководства будут отвечать на все вопросы. К сожалению, нам, нижнему составу — я работал на «Шмайсере» менеджером, сейчас уже не работаю — на все вопросы отвечать запрещают. Если вас интересует характеристика Бориса, это нормальный, положительный, хороший персонаж. Борис не директор завода, никогда им не был, он учредитель. Генеральный директор — Капилян Антонина Анатольевна. Она же и основной носитель пакета акций компании, ей принадлежат 75%. У Бориса было всего 10%».

В украинской блогосфере появилась версия, согласно которой вся история вокруг Бабченко не что иное, как попытка отобрать у Германа его бизнес. Против него уже не раз возбуждали уголовные дела, в том числе о незаконном хранении оружия, но они ничем не заканчивались. Теперь якобы претенденты на его долю зашли через СБУ.

Критики этой версии справедливо отмечают, что слишком уж высоки ставки, если на кону всего 10% компании, дела которой в последнее время не так уж хороши. Однако речь может идти о переделе не только на легальном рынке, говорит главный редактор украинской медиагруппы «Завтра» Андрей Томский:

Андрей Томский главный редактор украинской медиагруппы «Завтра» «Есть масса публикаций в СМИ о том, что кроме легальных поставок оружия в стране были и нелегальные поставки. Люди, которые так или иначе завязаны на оружейном бизнесе, очень много знают, у них хорошие связи, которые подразумевают не только легальных клиентов, но и некоторых господ, которые вращают намного более крупными рынками оружия. Это может быть какой-то передел рынка. Это очень грамотный случай, когда сначала происходит убийство достаточно видного человека, об этом трубят все СМИ, а потом Бабченко воскрес. Когда одна персоналия начинает затмевать своей важностью, ореолом и раскруткой в медиа другую персоналию, о заказчике этого убийства говорят очень мало, поскольку убийства-то не было».

Если же заказ на Бабченко из России действительно был, остается очень много вопросов. Если компания Германа «Шмайсер» поставляла Вооруженным силам Украины оптику и это вообще чуть ли не единственное в стране частное предприятие, занимающееся оружием, Герман просто не мог вести дела без тесных контактов с СБУ, считает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник:

Руслан Бортник директор Украинского института анализа и менеджмента политики «В узких кругах это достаточно известный человек, который дважды был помощником народных депутатов. Судя по тем следам, которые он оставил в судебной системе, я уверен, что какие-то взаимоотношения между ним и силовыми структурами, безусловно, существовали, коммуникация между ним и украинскими спецслужбами, наверное, происходила. Тем более существовать на рынке вооружений частная компания может только при очень высоком покровительстве силовиков. Просто так она не может существовать, это очень закрытый бизнес».

Возникает вопрос: как в СБУ не заметили, что человек, с которым они по определению должны плотно сотрудничать, вдруг стал работать с российскими спецслужбами? Максимально логичными в этом деле пока смотрятся показания самого Германа. Известно, что он задержан как организатор покушения, работающий на российских заказчиков. Известно, что контактов с несостоявшимся исполнителем он не отрицает.

Дальше одно из двух: либо Герман реально платил за убийство, и передача денег попала на видеозапись, так что ему нужно было как-то спасаться и придумывать версию о том, что он работает на контрразведку; либо Герман действительно агент СБУ, которого просто подставили. И в том и в другом случае показания не работают, если не привязать к ним Москву. И либо некий Вячеслав Пивоварник из «частного фонда Путина по организации госпереворота на Украине» существует и реально давал Герману задания, либо арестованный просто вспомнил фамилию старого знакомого, уехавшего в Россию, и выдал его за агента Кремля.

Любопытно посмотреть, проявит ли следствие интерес к персоне Пивоварника, ведь пока российский след, «установленный Генпрокуратурой Украины», в материалах дела представлен лишь неким «неустановленным лицом». Пока даже украинская пресса не заинтересовалась фигурой Пивоварника — максимум несколько перепечаток исследования издания The Bell, которое в базе СПАРК нашло данные о компаниях, связанных с человеком с таким же именем и фамилией. На самом деле детали никому не важны, уверен директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник:

«Общество в версию спецслужб не поверило, несмотря на то, что она может быть правдой. Это самый большой урон, информационный и авторитетный, который понесла спецслужба. Люди, которые придерживаются патриотических взглядов, все равно будут верить, что за этим стоит Москва. За кем она стояла конкретно — то ли за заказчиками убийства Бабченко, то ли за работой наших спецслужб, тут нет единого мнения. Думаю, что основной части общества все равно, они уже привыкли к этой версии. Любое резонансное преступление заканчивается обвинением руки Москвы».

К истории с инсценировкой убийства Бабченко остается много вопросов и у западных партнеров Украины — так много, что украинским послам в целом ряде стран пришлось выступать с объяснениями. Они сводятся к тому, что избранный СБУ сценарий вызван необходимостью выйти «на истинного заказчика», то есть на то самое «неустановленное лицо».

Тем временем число потенциальных жертв, убийства которых якобы удалось предотвратить благодаря инсценировке смерти Бабченко, увеличилось до 47 человек. Ранее глава СБУ Василий Грицак сообщил, что в планах организатора покушения было устранение 30 россиян на территории Украины. Теперь же генпрокурор Украины Юрий Луценко заявляет, что в результате спецоперации украинские правоохранители получили список из 47 целей террористов.

Между тем журналисты и телеведущие украинского телеканала «Прямой» Матвей Ганапольский и Евгений Киселев сообщили, что представители украинских правоохранительных органов проинформировали их о списке людей, которые живут и работают на Украине и которым грозит опасность из России. По словам Ганапольского, присутствующие на встрече подписали специальную бумагу о неразглашении, поэтому могут сказать только то, что можно сказать. В частности, как он утверждает, их проинформировали, что те, кто организовывал покушение на Бабченко, будут пытаться «совершить реванш, поэтому всем надо быть внимательными».