Россияне будут экономить на еде из-за роста НДС?
Об этом заявили производители продуктов, однако можно ли верить подобным данным? С такой оценкой согласны далеко не все эксперты
Читать на полной версииОбновлено в 18:08
Производители продуктов уверены, что повышение НДС приведет к увеличению потребительских цен, снизит уровень реальных доходов россиян и скажется на их покупательной способности. Об этом сообщает РБК со ссылкой на ассоциацию «Руспродсоюз», «Союзмолоко», Национальную мясную ассоциацию и Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод. С таким заявлением, в частности, выступили и в группе «Русагро», которая является одним из крупнейших производителей мяса в России.
Увеличение НДС отразится на снижении спроса на такие продукты, как мясо, несмотря на то, что потребитель начинает экономить на продуктах в последнюю очередь, считает директор по развитию ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков:
Дмитрий Востриков директор по развитию ассоциации «Руспродсоюз» «НДС — это налог, который выплачивают все хозяйствующие субъекты по всей цепочке. То есть если даже на продукты питания НДС остается таким же льготным — 10%, то все равно оборудование: машины, гербициды, удобрения. Это все товары, на которые поднимется НДС на 2%. То есть получается налог, который по цепочке выплачивает каждый оператор рынка, который закладывается в стоимость и получается удорожание конечного продукта. Причем 2% выльются в 4% или в 5%. На фоне того, что на бизнес нагрузка растет и бизнес должен вкладывать это в цены, покупательная способность населения у нас последние четыре года не растет. Соответственно, человек, который пришел в магазин, вынужден покупать необходимые продукты, исходя из той суммы, которая есть в кошельке. И, естественно, идет перемещение. Это хорошо, если просто по мясу: не покупаем говядину, покупаем свинину. Тот, кто покупал свинину, переходит на курицу. То есть это более дешевые продукты. Если не хватает и на курицу, покупаются яйца либо самая дешевая рыба, то есть это перемещение спроса в сторону самых дешевых продуктов».
Никакого глобального отказа от продуктов не будет, паника надуманная, полагает эксперт рынка, консультант компании Retail Training Group Елена Комкова:
Елена Комкова консультант компании Retail Training Group «Есть продукты, которые у нас без НДС, и, соответственно, привязки спроса к повышению цен на 2%, я думаю, искать не стоит. Что такое НДС? Это налог на добавленную стоимость. Вы его платите как продавец, я его плачу как ваш поставщик. На каждом этапе, где добавленная стоимость, идет этот налог. Поэтому просто к покупателю доходит повышение цен на 2%, вот и все. То есть этот налог не связан никак с изменением цены на не важно какой процент равномерный говядины и свинины, не изменит потребление в сторону более дешевой продукции. В каких-то областях можно это предполагать, но глобально — нет».
Повышение НДС не идет на пользу производителю, поскольку многие предприятия работают на грани рентабельности, считает гендиректор Совхоза имени Ленина Павел Грудинин:
О повышении НДС правительство объявило 14 июня, а 16 июня соответствующий законопроект был внесен в Госдуму. Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков заявил, что документ будет рассмотрен в первом чтении 3 июля.
Бизнес официально выступил против повышения налога — свои негативные отзывы на правительственный законопроект, который предполагает рост со следующего года НДС с 18% до 20%, направили в Госдуму «Деловая Россия» и «Опора России». По их мнению, правительство должно тогда предоставить новые компенсационные механизмы — от сдерживания зарплат в госсекторе до снижения страховых взносов, однако Минфин заявляет только об отмене налога на движимое имущество. Предложения об этом уже внесли в правительство.