Бизнес просит господдержку для программ занятости. Об этом заявил глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Ранее премьер Дмитрий Медведев обсудил с правительством и деловым сообществом пенсионную реформу, призвав, в частности, бороться с трудовой дискриминацией пожилых работников. Что ответил бизнес и так ли уж связана дискриминация с повышением пенсионного возраста?

Татьяна Владимировна — московский художник. Три года назад она стала пенсионером, но продолжает трудиться. Она не наработала стажа на страховую пенсию — такая профессия. Договоренности обычно устные, а заказы оплачивают наличными — классический серый сектор. Но даже если бы пенсия была больше на несколько тысяч, она все равно бы работала. Пока ум остер и воображение живо, а руки способны держать кисть, можно трудиться и дальше, говорит художник:

«В художественной среде это не является главным поводом для отказа, потому что чем старше художник, тем больше у него опыта — конечно, если тебе не 80 лет и ты еще в силах. Я молодой пенсионер. Меня приглашали и без официального договора, просто по договоренности. Мне сказали: есть такая-то работа, сколько вы за это хотите? На словах договорились, я сделала, мне заплатили. То есть по-черному».

Таких, как Татьяна Владимировна, статистика не учитывает: вышли на пенсию, но продолжают неофициально работать. Но что касается тех, кто трудоустроен официально, больше 60% мужчин и 70% женщин, достигнув пенсионного возраста, работают и дальше еще пять-восемь лет, то есть до 65 и 63 лет.

Те, кто против пенсионной реформы, приводят аргумент о сложности трудоустройства в пожилом возрасте. Но повышение, наоборот, помогает сохранить рабочее место, потому что сокращают в первую очередь пенсионеров. То, что им не хватит рабочих мест, надуманно. По данным Высшей школы экономики, после начала реформы количество работников в стране увеличится всего на 200 тысяч человек — это десятые доли процента от экономически активного населения.

Дмитрий Медведев призвал не допустить трудовой дискриминации. Бизнес, по данным «Газеты.ру», ответил: не надо принуждать работодателей сохранять пожилых сотрудников. Такую позицию Business FM объяснил вице-президент РСПП Игорь Юргенс:

Игорь Юргенс президент Всероссийского союза страховщиков, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей «Это обусловлено экономией на персонале, производительность труда которого с годами все равно в массе своей понижается. В то же время лица интеллектуального труда, либеральных профессий, лица, получившие повышение квалификации, вполне в этом возрасте могут быть достаточно производительными — как женщины, так и мужчины. Я сам достиг пенсионного возраста и могу отвечать за свои слова в том смысле, что физически при сохранении соответствующего режима труда и отдыха производительность не падает».

Дискриминация по возрасту существует и в России, и во всем мире. Точно так же и пенсионный возраст повышают практически везде: рост продолжительности жизни, количества пенсионеров, меньше занятых тяжелым физическим трудом.

Но повышение пенсионного возраста и трудоустройство — это хоть и близкие, но все-таки разные проблемы. К примеру, на предприятии сменилось руководство, и его не устраивают пожилые бухгалтеры. Или же человек, занятый физическим трудом, с возрастом теряет производительность, и его настойчиво просят уволиться. Найти новую работу действительно очень сложно, но так бывает и в 50, и даже в 40 лет. Нужны системные реформы рынка труда.

Предложение РСПП: государство будет выплачивать уволенным пожилым сотрудникам пособие — первые три месяца 75% от утраченного заработка, потом 45%, но сумма не должна быть выше средней зарплаты в регионе; увеличить до суммы МРОТ пособие по безработице — сейчас платят максимум 4,5 тысячи; и развивать программу занятости, например поддерживать компании, которые занимаются переподготовкой кадров. Кстати, это соответствует мировой практике, когда бизнес разными способами стимулируют трудоустраивать зрелых и пожилых. «Стимулируют» — ключевое слово, слово «заставляют» отсутствует.